Самая масштабная и кровопролитная война в истории человечества завершилась почти 74 года назад. Однако до сих пор события той эпохи нуждаются в уточнениях, хранят свои тайны и даже… заставляют подавать иски в суд.
«Мой дядя Тихон Филиппович Мокеев ушел на фронт в 18 лет и пропал без вести в январе 1944 года. Не так давно я узнала, что в документах, которые хранятся в военкомате, о нем указаны неверные сведения: фамилия написана неправильно, дата рождения – тоже ошибочная. И я на старости лет решила добиться исторической справедливости», – рассказывает пенсионерка Валентина Пескова, жительница поселка Ишеевка Ульяновской области. Недавно она обратилась к экспертам регионального отделения Ассоциации юристов России и ульяновского ГосЮрБюро за бесплатной юридической помощью.
По словам пенсионерки, сначала она написала запрос в военкомат Тетюшского района Татарстана, где сейчас хранятся документы о ее дяди. Оттуда ей прислали справку, в которой указано следующее: «Красноармеец Макеев Тихон Филиппович, 1925 г.р., был призван Большетарханским РВК в марте 1942 года и пропал без вести на фронте Великой Отечественной войны в январе 1944 года».
«Это действительно мой дядя – у меня сохранился его временный паспорт, выданный НКВД Большетарханского района. Однако в справке неверно указана его фамилия – через «а» – «Макеев» и почему-то написан год рождения 1925. На самом деле он родился 25-го июня 1924 года», – уверяет наша собеседница.
По ее мнению, ошибка в справке обусловлена тем, что во временном паспорте фамилия красноармейца была написана неразборчиво (см. фото паспорта, опубликованное на нашем сайте). Год, возможно, был второпях переписан с того же паспорта: тот, кто заполнял бумаги, автоматически перенес цифру «25» – 25 июня – и на год рождения.
«Мне важно восстановить историческую справедливость: льгот от этого я всё равно никаких не получу», – поясняет обратившаяся.
Кстати, как раз эта мотивация и оказалась непонятной для тех инстанций, где пыталась добиться правды Пескова. К примеру, в ответе, который ей прислали из Центрального архива Минобороны РФ, так и говорится: «Архив выполняет только справки социально-правового характера, связанные с социальной защитой граждан, предусматривающей их пенсионное обеспечение, а также получение льгот и компенсаций». Кстати, Центральный архив отказал пенсионерке в предоставлении уточняющих сведений, поскольку персональный учет рядовых военнослужащих не велся: нужны полные сведения о военнослужащем – номер военной части, период службы и т.п. Этих сведений племянница пропавшего без вести солдата, конечно, не знает.
Специалисты архива порекомендовали женщине зайти на сайт Минобороны и мемориальные веб-ресурсы. Удивительно, но в Интернете на ресурсе «Мемориал Великой Отечественной войны» (http://kremnik.ru) действительно отыскались сведения о красноармейце Тихоне Филипповиче – причем с верным написанием фамилии и даты рождения.
Поскольку Валентина Пескова так и не смогла добиться своей цели, она обратилась в Ульяновский районный суд. Но и здесь ее постигла неудача: суд решил оставить ее заявление «без движения». Одна из причин такого решения состоит в том, что в исковом заявлении не обозначена цель исправления ошибки в документах.
«Ну какая может быть тут цель? Добиться того, что ошибка в документах была исправлена! Чтобы мои дети знали, что их родственник воевал, пропал без вести!» – недоумевает женщина.
Другие причины упомянутого судебного решения связаны с отсутствием четкого отказа со стороны военного комиссариата Татарстана исправить ошибку.
«Получается замкнутый круг: в военкомате говорят, что написали всё в соответствии с оригинальными документами. В Центральном архиве ничего найти не могут. А в суде отвечают, что нужен отказ. Я уже больше года этим занимаюсь – и не могу ничего поделать», – сетует пенсионерка.
С помощью юристов ульяновского ГосЮрБюро Пескова еще раз составит исковое заявление в суд, где будут по-другому расставлены акценты. По мнению экспертов, снова обращаться в военкомат и ждать их отказа бессмысленно, поскольку ответ придет ровно такой же.
«Надеюсь, что я смогу в итоге добиться справедливости. Мне очень хочется, чтобы ошибки исправили: ведь есть документы матери и отца Тихона, есть документы его сестры, моей матери. Там везде фамилия указана правильно», – говорит в завершение встречи наша собеседница.