Новости

Интервью с лауреатом региональной премии «Юрист года» Еленой Болтановой

Болтанова Елена Сергеевна, д.ю.н., зав. кафедрой гражданского права Национального исследовательского Томского государственного университета, рассказала о своем детстве, выборе юридической профессии и Ассоциации юристов России.

1. Как проходило Ваше детство, насколько окружение и семья повлияли на Вашу судьбу?

Родилась и выросла я в г.Томске, окончила обычную среднюю школу (тогда других практически и не было в нашем городе). Конечно, и семья, и вообще окружение откладывают отпечаток на формирование характера, все мы берем хорошее, да и плохое из окружающего нас социума. Черты характера уже определяют, насколько ты сложишься в своей профессии. Такую преамбулу я сказала не случайно, поскольку в моем роду юристов нет. Если сразу так сказать, то может сложиться неверное впечатление, что мои родители не имеют никакого отношения к выбору моей профессии. Кстати, они были крайне удивлены такому выбору, но не помню, чтобы сильно воспрепятствовали ему. А вот, что касается моей научной увлеченности, могу предположить, что какую-то роль в этом сыграли папины гены. Он окончил машиностроительный факультет Политехнического тогда института в г.Томске с отличием и остался на кафедре: какое-то время преподавал, писал диссертацию, но закончить ее не удалось. Не удалось, поскольку у него была семья, маленькая я, и он ушел работать на практику, а тогда совмещать науку и практику, мне кажется, если и можно было (формально) – в чем я сомневаюсь, то фактически не реально. Папа работал на оборонном предприятии, и работа отнимала сильно много времени.

2. Расскажите о школьных годах. Почему решили поступать на юридический факультет?

Мои школьные годы прошли с необходимыми этапами обретения себя, взросления. Школу закончила хорошо, в аттестате было несколько четверок. Из любимых предметов, как ни странно, могу назвать математику, точнее геометрию, черчение. Любила именно эти предметы, к гуманитарным как-то любви особой не питала, но имела по ним «отлично». В классе 9, определив для себя, что буду поступать на юридический, конечно, начала более внимательно относиться к таким предметам, как история и литература. Тогда репетиторов не было (во всяком случае, я не знаю об этом), поэтому ходили в библиотеку, в последний год перед поступлением – на массовые курсы.

И, кстати, сказать, может не совсем гуманитарный склад ума позволяет мне надеяться, что я – неплохой юрист. Я долгое время работала на практике, как простым юристом (но единственным и на нескольких крупных предприятиях – что возлагает на тебя очень большую ответственность и посоветоваться не с кем), так и в последние годы – прежде чем совсем уйти в науку – на руководящих должностях, и мне нравилось «ковыряться» в мелочах, вернее – это для меня также естественно – как дышать. Я и студентам говорю, что юристу необходим математический склад ума. Да, безусловно, наша профессия предполагает умение говорить, без этого навыка хорошего юриста не будет, но и помимо этого, наша задача найти мелочь (пусть кому-то покажется так) и «сломать» позицию противника. Аргументы часто лежат в глубине. И когда находишь эти аргументы (монотонно, скрупулезно изучая материалы или подготавливая их, погружаясь в нормы и практику их применения) – тогда приходит колоссальное удовлетворение. И, честно, сейчас очень и очень скучаю по такого рода работе.

Ну, а с поступлением на Юридический факультет все достаточно тривиально – хотела стать следователем. Самое начало девяностых – это фильмы о преступлении и наказании – типа «Следствие ведут знатоки», и это фильмы еще не такие как сейчас с насилием и убийствами, а в большей степени – с налетом романтизма и обязательной справедливой кульминацией. Вот это последнее и определило мой выбор после школы.

3. Как Вы считаете, вырос ли в России уровень юридического образования по сравнению с тем временем, когда Вы проходили обучение? 

Первый порыв ответить – уровень ухудшился, но если чуть притормозить с эмоциями, то ответ не такой простой на такой сложный вопрос.

Смотрите, если я задам вопрос: что лучше – массовый подход или индивидуальный – для отдельно взятого человека? Наверное, ответ очевиден – индивидуальный. Так вот, раньше, когда обучалась я, когда обучались мои родители, той массовости в образовании – которая сейчас – не было. Здесь можно сделать соответствующий вывод на Вами поставленный вопрос. Но ставить точку еще рано.

Основная масса студентов попадает в «маховик массовости» и ничего сделать не может в силу своего личного характера, нежелания учиться, нежелания быть юристом (просто так модно, так захотели родители, так сложилось, в конце концов и он оказался на юрфаке) и еще целого ряда причин. Сейчас, в силу этой самой массовости очень и очень много зависит от самого обучающегося.

Информационные технологии позволяют получить много знаний – то, чего не было у нас, и это – то, что может сделать современного выпусника на голову, а то и на две выше выпусника 90-х. Вопрос в другом: готовы ли современные молодые люди брать на себя эту ответственность – ответственность за становление самого себя? Раньше же в силу индивидуальности – все на виду и все наперечет – и мысли не было, например, уйти с занятий, или не подготовишься, ладно раз, но второй раз – уже морально это сделать сложно: ты понимаешь, что тебя спросят, хочешь – не хочешь, а что-то, но прочитаешь.

А посмотрите, сколько сейчас возможностей в познании не только российского, но и иного законодательства и права, и их сравнения. А сколько возможностей получения стажировок, в т.ч. за границу. Ведь это тоже формирует уровень образования. Образование, в т.ч. юридическое, – это «не игра в одни ворота», это процесс взаимный. И тогда, и сейчас, если ты принимаешь эти условия игры, принимаешь в своем образовании активное участие, то и уровень образования у тебя достойный. Ну и, если с учетом этого оценить уровень современного юридического образования сегодня и тогда – он должен быть выше. Это закон развития, по-другому не должно быть. К сожалению, а я вижу студентов ежедневно, очень мало (страшно сказать, что таких на курсе, если не единицы, то не больше десятка, двух) кто понимает, что без работы над собой получить достойное юридическое образование и выйти со значительными знаниями из дверей Университета – невозможно. Во всяком случае, я могу уверенно говорить о своем Томском государственном университете – здесь можно получить очень хорошее образование и достойный уровень юридического образования – но это надо захотеть работать над собой и это желание реализовать, а преподаватели в этом помогут. Я, кстати, и студентам говорю, что мое твердое убеждение состоит в том, что учеба – это работа, поэтому и спрашиваю я с них, как, если бы мы вместе работали. Да, может быть тяжело, но это – работа. И относиться к учебе нужно именно так.

4. В целом, на Ваш взгляд, роль Ассоциации юристов России? Какие задачи Ассоциация может решить в перспективе?

Во-первых, как человек, еще захвативший и много слышавший о пионерских и комсомольских «ячейках общества», я считаю, что в деле воспитания работа общественных организаций необходима. Ассоциация юристов России, хотя и не имеет, наверное, целью именно воспитание будущих юристов, через привлечение юридической общественности к тем или иным проблемам, такую функцию выполняет. Кроме того, ее общероссийский характер определяет сотрудничество между регионами, между юристами различных субъектов РФ, а это – развитие, шаг вперед, как отдельно взятого профессионала, так и представляемого им сообщества в частности.

Взгляды, если не снизу, так географически – из разных уголков страны из представительств Ассоциации на определенный юридический вызов, Ассоциация юристов России может консолидировать и обобщенно высказать уже сформировавшуюся общественностью позицию, что позволит продвигать те или иные законодательные инициативы. На мой взгляд, задачи Ассоциации в том и состоят, чтобы на местах узнавать «чаяния», анализировать их и предпринимать активные шаги на разных уровнях власти для решения существующих проблем.

Ну и, размышляя об Ассоциации юристов, конечно, не могу добрым словом не вспомнить и Томское отделение, благодаря работе которого я и даю это интервью. Признательна нашему научному сообществу, коллективу Юридического института ТГУ, лично его директору – В.А.Уткину, членам Томского отделения Ассоциации юристов России во главе с Анастасией Рукавишниковой за то, что выдвинули, поддержали в присвоении мне высокого звания «Юрист года». Постараюсь оправдать это доверие.

5. Каковы перспективы юридической профессии в России? Как повлияет цифровизация и автоматизация целого ряда процессов в нашей жизни на требования к современному юристу?

Мне кажется, что, когда более 25 лет назад я поступала на юридический факультет, перспектив у представителей нашей профессии было меньше, чем сейчас. Да, цифровизация и автоматизация – неизбежный элемент нашего развития. Да, нас пугают, что скоро компьютер заменит если не всех, то многих. Ну и что? Ценность юриста в умении думать – этого не может ни одна машина. Более того, наличие новых технологий – усложняет общественные отношения – это же логично. Посмотрите, даже в Гражданский кодекс РФ внесли в 2019 году новый объект – цифровые права. С одной стороны – это подтверждает, что цифровизация и автоматизация «захватывает простанство», и в результате – какие-то технические функции упростятся, кадры сократятся, с другой стороны – это уже отдельный, самостоятельный объект, по поводу которого, безусловно, будут и споры, и проблемы. А последние – это уже сфера юристов, это – «их хлеб».

Если совсем с другой позиции посмотреть, так цифровизация и автоматизация значительно сокращает поиск необходимой информации, облегчает подготовку к судебным заседаниям. Оставшееся время можно потратить на новые знания. Хороший юрист, а под ним я понимаю профессионала своего дела, человека, готового развиваться, всегда найдет себя, и работа найдет его.

6. Есть ли особенности развития юридической профессии в Вашем регионе?

В нашей области Юридический институт Томского государственного университетат готовит достойную смену юристов. Уважая представителей других вузов, подготавливающих юридические кадры, могу с твердостью и убежденностью сказать, что ЮИ ТГУ – лучший. Но здесь нужно, опять же, сделать ремарку и напомнить о том, что я сказала ранее – образование – «не игра в одни ворота», это – взаимный процесс роста (преподавателя и обучающегося).

Поскольку юристов в нашем городе (Томск) готовят достаточно много, то здесь остро стоит вопрос с дальнейшим трудоустройством. Соответственно, будущие юристы должны понимать, что чтобы остаться в Томске: жить здесь и работать по профессии, надо быть лучшим. Да, навыки вырабатываются уже на практике, но база для их применения закладывается еще в период обучения. Если за 4 – 6 лет студент не получил эту базу (прямо скажем – не захотел получить), то и на практике вряд ли он станет хорошим работником. Ну, или чтобы им стать, вынужден будет тратить на свое повторное образование (уже с частичкой само-) все свободное время. Поэтому, правильно говорят: «Все нужно делать вовремя».