Новости

Госдума во втором чтении приняла законопроект о «фейковых» новостях

6 марта Государственная Дума приняла во втором чтении проект федерального закона № 606595-7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», предусматривающий административную ответственность за распространение в СМИ, а также в сети Интернет так называемых «фейковых» новостей.

Законопроект рассматривается Государственной Думой в пакете с базовым проектом (№ 606593-7 «О внесении изменений в статью 153 Федерального закона “Об информации, информационных технологиях и о защите информации” и статью 4 Закона Российской Федерации “О средствах массовой информации”»). Этим базовым проектом устанавливается запрет на распространение в СМИ, а также в информационно-телекоммуникационных сетях (в том числе в сети Интернет) ложных, «фейковых» новостей. А именно – заведомо недостоверной общественно значимой информации, распространяемой под видом достоверных сообщений, что создало угрозу наступления тяжких последствий.

За такие деяния предлагается установить административную ответственность.

Как отметил председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, сопредседатель Ассоциации юристов России Павел Крашенинников, предлагаемая административная ответственность должна стать механизмом предупреждения деяний, связанных с созданием условий для нарушения общественного порядка и безопасности, либо условий для причинения вреда жизни и здоровью граждан, создания панических настроений у населения в связи с введением их в заблуждение относительно тех или иных значимых событий.

Он сообщил, что к законопроекту об изменениях в КоАП поступило 15 поправок. Ко второму чтению формулировки базового и сопутствующего законопроектов об административной ответственности были выверены, стали более конкретными, чтобы исключить неоднозначное толкование. В соответствии с одобренными поправками предлагается внести следующие изменения в КоАП:

1. Штрафы за указанные правонарушения дифференцированы в зависимости от последствий распространения информации. Кроме того, по каждому составу устанавливается возможность конфискации предмета административного правонарушения у нарушителей – граждан и юридических лиц.

1) Распространение информации, создавшее угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу, угрозу массовых беспорядков, угрозу нарушения функционирования объектов жизнеобеспечения повлечет штрафы:

- для граждан – 30-100 тыс. рублей, для должностных лиц – 50-100 тыс. рублей; для юридических лиц – от 100 до 300 тыс. рублей.

2) Распространение информации, создавшее помехи функционирования объектов жизнеобеспечения, а также повторное совершение правонарушения по пункту 1 повлечет следующие штрафы:

- для граждан – 100-300 тыс. рублей, для должностных лиц – 300-600 тыс. рублей; для юридических лиц – от 500 тысяч до 1 млн рублей.

3) Распространение информации, повлекшее причинения вреда гражданам или имуществу, массовые беспорядки, а также повторное совершение правонарушения по пункту 2 повлечет штрафы:

- для граждан – 300-400 тыс. рублей, для должностных лиц – 600-900 тыс. рублей; для юридических лиц – от 1 млн до 1,5 млн рублей.

С учетом разделения административного состава на три вида правонарушений ответственность будет дифференцирована в зависимости от наступления фактических последствий. При этом увеличение административных штрафов для граждан направлено на реализацию превентивной функции – предупреждения правонарушений, чему не способствовал предлагаемый в первом чтении штраф в 5 тыс. рублей.

В законопроекте указывается, что административная ответственность за распространение ложной информации предусматривается в том случае, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния. Это необходимо, чтобы исключить возможную конкуренцию административных норм с уголовными – по таким статьям УК РФ, как: статья 280 «Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности», статья 282 «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства», статья 273 «Создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ либо иной компьютерной информации» и другими.

2. Вводятся полномочия органов полиции по возбуждению вышеуказанных административных дел, наряду с Роскомнадзором. Рассматривать дела будут суды. «При этом предусматривается уведомление органов прокуратуры РФ обо всех случаях возбуждения дел в течение 24 часов. Такой механизм позволит исключить злоупотребления», – отметил Павел Крашенинников.

3. Увеличен срок давности привлечения к административной ответственности (с 3 мес. до 1 года) в целях обеспечения надлежащего административного расследования.

Изменения в КоАП вступят в силу с момента официального опубликования закона.

«Предлагаемая законопроектом административная ответственность позволит обеспечить защиту от так называемых “сетевых террористов”, сообщающих ложные сведения о каких-то значимых событиях, тем самым создавая угрозу наступления общественно опасных последствий, – сказал Павел Крашенинников. – Мы видим, что “фейковые” новости способны дестабилизировать ситуацию не только внутри страны, но и на международной арене, поэтому в современном мире особенно важно ответственно относиться к тому, насколько проверена, достоверна распространяемая информация».

Источник использованного изображения