19 июля 2018 года Государственная Дума приняла в окончательном, третьем чтении проект федерального закона № 425945-7 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации “О статусе судей в Российской Федерации” и Федеральный закон “Об органах судейского сообщества в Российской Федерации”», внесенный Президентом РФ.
Председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, сопредседатель Ассоциации юристов России Павел Крашенинников сообщил, что принятым законом вносятся изменения в Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», направленные на совершенствование порядка дисциплинарной ответственности судей.
1. Устанавливается новый вид дисциплинарного взыскания – понижение судьи в квалификационном классе. Такой вид взыскания будет применяться к судьям, за исключением судей Конституционного Суда, за совершение дисциплинарного проступка при исполнении служебных обязанностей либо во внеслужебное время.
В настоящее время к судьям могут применяться такие меры дисциплинарного взыскания, как замечания, предупреждения и в исключительных случаях – досрочное прекращение полномочий. Новый вид взыскания – понижение судьи в квалификационном классе – будет применяться за существенное нарушение судьей положений Закона о статусе судей или кодекса судейской этики в случае, если судья ранее уже подвергался дисциплинарному взысканию. Наложение такого взыскания будет осуществляться квалификационной коллегией судей. Повторная аттестация судьи возможна только по истечении установленного Законом о статусе судей срока пребывания в том квалификационном классе, который был присвоен в результате взыскания.
«Данная мера позволит применять дифференцированный подход и устанавливать соразмерную ответственность в зависимости от конкретных обстоятельств», – сказал Павел Крашенинников.
2. Уточняется, что взыскание в виде досрочного прекращения полномочий судьи может налагаться в исключительных случаях за существенное, виновное, несовместимое с высоким званием судьи нарушение положений материального права или процессуального законодательства, Закона о статусе судей или кодекса судейской этики при осуществлении правосудия. Оно может быть применено к судье, который ранее уже подвергался дисциплинарному взысканию, и только при наличии жалобы участника процесса о нарушении его прав незаконными действиями судьи, установленными судебным актом, носящими систематический или грубый характер, повлекшими искажение принципов судопроизводства.
3. Устанавливается, что судья, подвергнутый дисциплинарному взысканию, по истечении одного года будет считаться не привлекавшимся к дисциплинарной ответственности, если в течение этого периода не совершил нового дисциплинарного проступка. «Но в случае взыскания в виде понижения в квалификационном классе учитывается период не один год, а тот срок, который установлен законодательством для пребывания в конкретном квалификационном классе», – сообщил Павел Крашенинников.
4. Вносятся изменения, предоставляющие право Совету судей РФ, совету судей субъекта РФ, а также Президиуму Совета судей РФ проводить проверку и направлять в квалификационную коллегию судей обращение о наложении на судью дисциплинарного взыскания.
При этом обращение о наложении взыскания за нарушение, допущенное судьей при осуществлении правосудия, может быть направлено только при наличии:
- частного определения, вынесенного вышестоящей судебной инстанцией,
- либо жалобы (обращения) участника процесса о нарушении его прав незаконными действиями судьи при рассмотрении дела.
Судья информируется о проводимой проверке и вправе в ней участвовать, знакомиться с материалами, представлять письменные объяснения, возражения и доказательства. Отказ судьи от участия не является препятствием к ее проведению.
Обращение органа судейского сообщества будет рассматриваться квалификационной коллегией судей при наличии:
- сведений, подтверждающих обстоятельства совершения судьей дисциплинарного проступка;
- данных, характеризующих судью;
- письменных объяснений судьи с представленными им доказательствами, либо данных об отказе судьи от дачи объяснений.
«Вместе с тем исключается право председателя соответствующего или вышестоящего суда на внесение представления о досрочном прекращении полномочий судьи, данное право оставляется только органам судейского сообщества», – сказал Павел Крашенинников.
5. Изменяется роль председателей судов при назначении судей. Исключается необходимость согласования с председателем суда решения квалификационной коллегии судей о рекомендации гражданина кандидатом на должность судьи данного суда. Положительное решение квалификационной коллегии в отношении кандидата будет направляться председателю соответствующего суда, а тот, в свою очередь, в течение 20 дней должен внести представление о назначении рекомендованного лица на должность судьи (ранее председатель вносил представление только в случае своего согласия с решением коллегии).
«Вышеуказанные меры направлены, прежде всего, на повышение авторитета квалификационных коллегий судей, на которых в полной мере возложена ответственность за профессиональные и личные качества кандидатов на судейские должности», – отметил Павел Крашенинников.
Срок вступления в силу изменений устанавливается с 1 сентября 2019 года.
«Принятый закон направлен на дальнейшее совершенствование судебной системы. Изменения дополняют комплекс мер, рассматриваемых Государственной Думой, по реформированию судоустройства и судопроизводства», – сказал Павел Крашенинников.
Источник использованного изображения
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии.