Государственная Дума приняла в третьем чтении проект федерального закона № 707755-7 «О внесении изменений в статью 54 Семейного кодекса Российской Федерации и в статью 67 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Законопроектом, с учетом поправок, предлагается закрепить право преимущественного приема детей не только на обучение в начальные классы школы, но и в детские сады, в которых обучаются их братья или сестры.
Один из авторов законопроекта - председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, сопредседатель АЮР Павел Крашенинников подчеркнул, что право на образование является одним из важнейших прав ребенка и обязанностью родителей, предусмотренных Семейным кодексом и обеспечиваемых Конституцией РФ. Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования, при этом имеют право выбора образовательной организации и формы обучения. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» прием на обучение в государственные и муниципальные образовательные организации осуществляется с учетом проживания на той территории, за которой закреплена конкретная образовательная организация.
Однако из-за ограниченного количества мест, устроить ребенка в желаемую школу или садик часто бывает проблематично. Особенно остро эта проблема стоит в крупных городах. «Семьи, имеющие двух и более детей, нередко сталкиваются с такими сложностями, в том числе в случае изменения места жительства», - сказал Павел Крашенинников.
Сложности с зачислением детей в ту же школу или садик, в которых обучаются их братья и сестры, существуют давно и во многих субъектах Российской Федерации. В некоторых из них ситуацию смогли изменить на уровне регионального законодательства - соответствующие нормативные правовые акты приняты в Тверской области, Санкт-Петербурге. Однако на федеральном уровне проблема не решена, хотя такие попытки предпринимались неоднократно.
Разлучение братьев и сестер в школах и детских садах – это не просто неудобство для семьи. Это зачастую довольно затратно и проблематично - доставлять детей к началу занятий в разные учебные учреждения, в том числе с учетом начала рабочего времени родителей. «А в случае, если семья многодетная или неполная, ситуация еще больше усложняется, фактически ограничивая право детей на качественное образование, безопасное передвижение, полноценный отдых, а родителей – в возможности осуществлять трудовую деятельность и обеспечивать семью», - сказал Павел Крашенинников.
Все это не способствует укреплению семьи, созданию благоприятных условий решения демографической проблемы в стране.
Учитывая, что право ребенка на обучение вместе с братьями и сестрами неразрывно связано с его правом жить и воспитываться в семье, с правом на общение с членами семьи, законопроектом предлагается внести изменения в Семейный кодекс. Предлагается установить, что дети, проживающие в одной семье и имеющие общее место жительства, имеют право преимущественного приема на обучение по основным общеобразовательным программам дошкольного образования и начального общего образования в государственные и муниципальные образовательные организации, в которых обучаются их братья и сестры. «Данное право связано с фактом проживания детей в одной семье», - сообщил Павел Крашенинников.
Аналогичные изменения предлагается внести в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», дополнив соответствующими нормами статью 67 «Организация приема на обучение по основным общеобразовательным программам».
Павел Крашенинников отметил, что предлагаемые меры позволят сократить неудобства, с которыми сталкиваются многие семьи при устройстве детей на обучение в начальную школу или в садик. Родители смогут экономить время, сократить финансовые затраты на сопровождение детей на обучение и обратно, а самому ребенку будет гораздо комфортнее находиться в одном учебном заведении со своим братом или сестрой.
Законопроект направлен на развитие системы государственной поддержки семей с детьми, будет способствовать развитию института многодетности и обеспечению реализации прав детей на достойные условия содержания, воспитания и всестороннего развития, - подчеркнул Павел Крашенинников.
Источник используемого изображения