Новости

Принят закон о новом статусе Госсовета

Государственная Дума приняла в окончательном третьем чтении проект федерального закона № 1036217-7 «О Государственном Совете Российской Федерации», внесенный Президентом в целях реализации положений обновленной Конституции.
Официальный представитель Президента при рассмотрении законопроекта палатами Федерального Собрания, председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, сопредседатель АЮР Павел Крашенинников сообщил, что на сегодняшний день принято 16 законов во исполнение обновленных положений Конституции. Ими внесены изменения в 136 законодательных актов, а также принят новый закон «О Правительстве РФ». Законопроекты во исполнение Конституции вносятся Президентом, а также сопредседателями Рабочей группы по подготовке поправок в Конституцию, которая занимается мониторингом реализации конституционных изменений.
Для того чтобы поправки в Конституцию эффективно работали принципиально важно отладить работу государственного механизма. Для этого необходима  согласованная деятельность системы публичной власти - не случайно термин публичная власть упоминается в 6-ти обновленных статьях Конституции. «Отдельные вопросы функционирования публичной власти отражены в уже принятых в развитие Конституции законах: «О Правительстве РФ», «О внесении изменений в ФКЗ «О Конституционном Суде РФ».  Закон «О Государственном Совете РФ» – важное продолжение этой работы,» - отметил Павел Крашенинников.
В обновлённой Конституции РФ впервые появились положения о Государственном Совете. В статье 83 указано, что Государственный Совет формируется Президентом в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов публичной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики РФ и приоритетных направлений социально-экономического развития государства.
Принятым законом в соответствии с Конституцией определяется статус, порядок формирования и основы деятельности Государственного Совета Российской Федерации, а также основы функционирования публичной власти.
1. Законом определяется статус Государственного Совета как конституционного государственного органа, который действует в рамках конституционных полномочий главы государства.  
Указывается, что Госсовет в пределах своей компетенции:
- участвует в разработке стратегических задач и целей внутренней и внешней политики Российской Федерации, 
- участвует в формировании государственной политики в области социально-экономического развития РФ, субъектов РФ и муниципальных образований,
- способствует согласованному функционированию и взаимодействию органов публичной власти.
2. Впервые раскрывается понятие единой системы публичной власти. Указывается, что под единой системой публичной власти понимаются федеральные органы государственной власти, органы госвласти субъектов РФ, иные государственные органы, органы местного самоуправления в их совокупности, осуществляющие свою деятельность в целях соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, создания условий социально-экономического развития государства.
Указывается,  что взаимодействие органов, входящих в единую систему публичной власти, осуществляется исходя из необходимости выполнения социально-экономических обязательств государства.
3. В состав Государственного Совета входят Председатель и члены Госсовета, которые участвуют в его деятельности на общественных началах. Отдельно отмечается, что в составе Госсовета не могут быть лица, имеющие иностранное гражданство или вид на жительство, а также счета, деньги и ценности в иностранных банках за пределами России.
Председателем Государственного Совета является Президент Российской Федерации. Членами Госсовета по должности являются: Председатель Правительства РФ, Председатель Совета Федерации, Председатель Государственной Думы, Руководитель Администрации Президента и главы регионов. Кроме того, по решению Президента в состав Госсовета могут быть включены: представители политических партий, имеющих фракции в Государственной Думе; представители местного самоуправления; а также иные лица.
4.  Для решения текущих вопросов деятельности формируется Президиум Государственного Совета, персональный состав которого определяется Председателем. Помимо этого, в целях обеспечения деятельности Госсовета создаются комиссии, а также могут создаваться рабочие группы и иные рабочие органы.
5. Указываются задачи, функции и принципы деятельности Государственного Совета.
В задачи Госсовета входит:
1)  подготовка предложений Президенту по вопросам, связанным с формированием направлений, целей и приоритетов социально-экономического развития, общих направлений регионального и муниципального развития.
2) Госсовет обсуждает основные параметры проекта федерального закона о федеральном бюджете, а также информацию Правительства о ходе исполнения федерального бюджета и о реализации национальных целей развития Российской Федерации;
3) Поскольку периодически могут возникать разногласия между различными элементами публичной власти, Госсовет будет оказывать помощь в их разрешении.
Госсовет осуществляет подготовку предложений Президенту по вопросам, касающимся взаимоотношений Федерации, регионов и муниципальных образований, взаимодействия всех уровней публичной власти; повышения эффективности деятельности глав регионов и муниципалитетов.
Согласно ст. 85 Конституции Президент может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти. Госсовет будет выступать как «площадка» для обсуждения возникающих разногласий, в том числе по вопросам передачи полномочий между органами власти, и поиска оптимальных путей их преодоления.
6. Указывается, что заседания Госсовета проводятся регулярно в соответствии с планами, утверждаемыми Председателем. По его решению могут проводиться совместные заседания Госсовета и совещательных и консультативных органов при Президенте. По итогам заседаний Госсовета оформляются решения за подписью Председателя. 
Госсовет может направить рекомендации по вопросам стратегического планирования в Правительство РФ, соответствующий субъект РФ или муниципальное образование. Также Госсовет может в своем решении указать на необходимость внесения изменений в законодательство, но правом законодательной инициативы он не обладает.
7. Поскольку Госсовет – это орган при Президенте, указывается, что организационное обеспечение деятельности Государственного Совета осуществляет Администрация Президента РФ.
Работа Госсовета может осуществляться также в регионах. Согласно законопроекту, возможно проведение заседаний Президиума Государственного Совета и его рабочих органов в субъектах Российской Федерации.
8. Госсовет будет работать как открытый орган. Информация о его деятельности будет размещаться на официальном сайте Государственного Совета. «Граждане смогут оперативно узнавать о рассмотрении тех или иных вопросов», - подчеркнул сопредседатель АЮР.
Павел Крашенинников отметил, что история Государственного Совета отсчитывается с начала XIX столетия. Манифестом от 1 января 1810 года Александр I объявил об образовании этого органа в качестве  законосовещательного. Следовательно, в 2020 году мы отмечаем 210 лет со дня учреждения Государственного Совета. В современной России Госсовет функционирует при Президенте с сентября 2000 года как совещательный орган.
Придание Госсовету конституционного статуса показывает важность диалога между различными элементами системы публичной власти и соответствует конституционным полномочиям Президента. Обновленная компетенция Госсовета позволит более оперативно реагировать на нужды населения при формировании основных направлений социально-экономического развития страны. «При этом непосредственное региональное представительство при обсуждении ключевых государственных вопросов будет не только способствовать развитию конституционного принципа федерализма, но и служить претворению в жизнь нового конституционного принципа единства системы публичной власти», - подчеркнул Павел Крашенинников.