29 сентября 2017 года Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона № 194850-7 «О внесении изменения в статью 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (о направлении перевозчику, на борту воздушного судна которого совершено административное правонарушение, копии постановления о назначении административного наказания).
Как сообщил один из авторов проекта – председатель Ассоциации юристов России, председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников, на рассмотрении Государственной Думы находится пакет законопроектов, которые позволят предоставить авиакомпаниям право отказывать в допуске к полету гражданам за совершение серьезного правонарушения на борту самолета. Речь идет о так называемых «черных списках авиадебоширов». Будет создан специальный реестр лиц, воздушная перевозка которых ограничена за совершение ими ранее на борту самолета серьезного правонарушения, которое создало угрозу безопасности полета, жизни или здоровью других лиц, либо повлекло причинение вреда жизни или здоровью других лиц.
«Одним из оснований включения пассажира в указанный реестр может являться совершение такого административного правонарушения, как невыполнение законных распоряжений командира воздушного судна. Принятым сегодня в первом чтении законопроектом устанавливается, что копия вступившего в силу постановления о назначении лицу административного наказания за совершение данного правонарушения направляется авиаперевозчику, на борту воздушного судна которого правонарушение было совершено. Предлагаемые изменения в совокупности с уже установленными мерами уголовной ответственности за хулиганство на различных видах транспорта общего пользования направлены на предотвращение случаев агрессивного поведения пассажиров, снижение и без того повышенной опасности на борту воздушных судов», – заявил Павел Крашенинников.
Также Госдума приняла сегодня во втором чтении проекты федеральных законов в части совершенствования законодательства об управлении авторскими и смежными правами на коллективной основе: № 126887-7 «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации» и № 126943-7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».
Как сообщил Павел Крашенинников, в управлении правами заинтересованы, прежде всего, авторы – создатели оригинальных произведений: художественных, музыкальных и других. А также обладатели смежных прав: исполнители музыкальных произведений и производители фонограмм, организаторы радио- и телеэфира и т.д. Защитить свое произведение и свое право на него правообладатели самостоятельно могут не всегда, как и отследить все случаи использования своих произведений. В соответствии с законодательством предусмотрена возможность использования объектов авторских и смежных прав как на основании договоров с правообладателями, так и без согласия правообладателей, но с обязательной выплатой им вознаграждения. Данной деятельностью занимаются организации по коллективному управлению авторскими и смежными правами, получившие государственную аккредитацию.
Аккредитованная организация заключает с пользователями лицензионные договоры о предоставлении им прав, переданных ей в управление правообладателями, на соответствующие способы использования объектов авторских и смежных прав, и собирает вознаграждение за использование этих объектов. В случаях, когда объекты авторских и смежных прав могут быть использованы без согласия правообладателя, но с выплатой ему вознаграждения, аккредитованная организация заключает с пользователями договоры о выплате вознаграждения и собирает средства на эти цели.
«Для защиты правообладателей при коллективном управлении их авторскими и смежными правами законопроектами предусматриваются дополнительные меры по осуществлению государственного контроля за деятельностью аккредитованных организаций, а также меры по повышению прозрачности их деятельности. Предлагается ряд изменений в Гражданский кодекс, среди которых – создание наблюдательных советов при аккредитованных организациях по коллективному управлению правами, которые будут осуществлять контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организации и участвовать в принятии решений по некоторым существенным для правообладателей вопросам. В состав советов будут входить правообладатели, организации культуры, творческие союзы, пользователи, представители Министерства культуры», – сказал Павел Крашенинников, добавив, что предусматривается создание личных кабинетов в электронном виде для всех правообладателей с целью обеспечения информацией о получаемых аккредитованной организацией и производимых правообладателю выплатах авторского вознаграждения.
«Устанавливается обязанность для аккредитованных организаций хранить вознаграждение конкретного правообладателя, которое не было ему выплачено в связи с отсутствием информации о нем, в течение трех лет. Только по истечении этого срока, указанное невостребованное вознаграждение может быть распределено между другими правообладателями», – сообщил он.
Указывается, что отказ организации от заключения с пользователем договора должен быть мотивированным. Вводится положение об установлении Правительством РФ ограничения на допустимые расходы организаций по коллективному управлению правами.
«Устанавливается обязанность для аккредитованных организаций проводить по итогам финансового года аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности с последующим размещением отчетности и аудиторского заключения на официальном сайте в сети «Интернет». Кроме того, вносятся изменения в КоАП, предусматривающие административную ответственность для аккредитованных организаций за нераскрытие такой отчетной информации», – добавил Павел Крашенинников.
Кроме того, сегодня Государственная Дума приняла во втором чтении проект федерального закона № 42640-7 «О внесении изменения в статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статью 127 Семейного кодекса Российской Федерации» (о документах, прилагаемых к заявлению об усыновлении).
Как сообщил Павел Крашенинников, законопроект направлен на установление возможности усыновления детей, оставшихся без попечения родителей, представителями коренных малочисленных народов Российской Федерации.
По действующему законодательству усыновителями детей, оставшихся без попечения родителей, не могут быть лица, не имеющие постоянного места жительства. Соответствующий документ, подтверждающий право пользования жилым помещением или право собственности на жилое помещение входит в перечень документов, прилагаемых к заявлению об усыновлении ребенка, – пояснил Павел Крашенинников.
«Вместе с тем исторический уклад жизни коренных малочисленных народов Севера, ведущих кочевой или полукочевой образ жизни, не предполагает наличия места постоянного или преимущественного проживания. Лица, относящиеся к коренным малочисленным народам, могут не иметь постоянного места жительства, а традиционное для них жилище – чум по действующему законодательству не относится к жилым помещениям. В этой связи у представителей коренных малочисленных народов Российской Федерации фактически отсутствует возможность усыновления детей», – заявил Павел Крашенинников.
При этом Семейным кодексом установлено, что при устройстве ребенка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной культуре и религии, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании. В Ямало-Ненецком автономном округе более 60 % детей, состоящих на учете в органах опеки и попечительства, принадлежат к коренным малочисленным народам Севера. Зачастую родственники этих детей, ведущие кочевой или полукочевой образ жизни, готовы их усыновить, но по действующему законодательству не имеют такой возможности.
«Законопроектом предлагается внести изменения, предоставляющие возможность усыновлять детей лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Российской Федерации, ведущим кочевой или полукочевой образ жизни и не имеющим места, где они постоянно или преимущественно проживают. Также из перечня необходимых документов, предоставляемых такими гражданами вместе с заявлением об усыновлении ребенка из числа лиц, относящихся к коренному малочисленному народу Российской Федерации, исключается документ, подтверждающий право пользования жилым помещением или право собственности на жилое помещение. Вместо него предлагается включить документ, подтверждающий ведение гражданином кочевого или полукочевого образа жизни, выданный органом местного самоуправления соответствующего муниципального района», – сообщил Павел Крашенинников.
Кроме того, с 1 октября 2017 года вступит в силу Федеральный закон от 26.07.2017 № 190-ФЗ «О внесении изменений в статьи 65 и 67 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Как сообщил Павел Крашенинников, законом вводится механизм, позволяющий в максимально короткие сроки отменять ограничение на выезд за рубеж должников после оплаты ими заложенности по исполнительному документу. Также увеличивается сумма задолженности, при наличии которой судебный пристав-исполнитель может запретить гражданину выезд из страны. С 1 октября 2017 года такая сумма будет составлять 30 тыс. рублей (ранее она составляла 10 тыс. рублей).
Однако увеличение пороговой суммы не коснется требований о взыскании алиментов, о возмещении вреда здоровью, вреда в связи со смертью кормильца, а также морального и (или) имущественного вреда, причиненного преступлением. «При этом по всем остальным категориям требований, в случае уклонения должника от уплаты задолженности в течение более двух месяцев, пороговая сумма по истечении этого периода снизится и будет снова составлять 10 тыс. рублей», – сообщил Павел Крашенинников.
Вместе с тем законом вводится механизм, позволяющий в максимально короткие сроки отменять ограничение на выезд должников за рубеж после исполнения ими требований исполнительных документов, в том числе после оплаты задолженности.
В этих целях функции по снятию запрета на выезд должников, оплативших задолженность, предоставляются также судебным приставам-исполнителям Центрального аппарата Федеральной службы судебных приставов. Они должны будут выносить постановления о снятии ограничения на выезд не позднее одного дня, следующего за днем размещения в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах информации об уплате лицом задолженности по исполнительному документу. «Постановление будет выноситься в форме электронного документа. Такой механизм позволит существенно ускорить процесс снятия временного ограничения на выезд, поскольку ранее такие решения принимались только тем судебным приставом-исполнителем, который установил ограничение и ведет исполнительное производство. Кроме того, закон устанавливает судебному приставу-исполнителю, который ведет исполнительное производство, срок в один день для вынесения постановления о снятии ограничения на выезд после исполнения должником требований исполнительного документа или возникновения иных оснований для снятия ограничения (отмена судебного решения, отзыв требований взыскателем и проч.)», – отметил Павел Крашенинников.
Такой усовершенствованный порядок снятия временного ограничения на выезд может быть применен даже к тем ограничениям, которые были установлены еще до вступления в силу закона.
Закон позволит максимально ускорить и упростить процедуру снятия ограничения на выезд из страны тем, кто добросовестно оплатил задолженность, и сделает этот механизм соразмерным нарушениям.