24 января 2019 года Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона № 606596-7 «О внесении изменений в статью 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», которым предлагается установить административную ответственность за размещение в сети Интернет материалов, оскорбляющих общество, государство, официальные государственные символы и органы государственной власти.
Законопроект подготовлен и внесен в пакете с базовым проектом федерального закона (№ 606594-7 «О внесении изменения в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»). Этим базовым проектом предусматривается механизм ограничения доступа граждан в информационно-телекоммуникационных сетях (в том числе в сети Интернет) к материалам, предназначенным для неограниченного круга и выражающим в неприличной форме явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам Российской Федерации, Конституции РФ и органам, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации. Генеральный прокурор и его заместители наделяются полномочиями по обращению в Роскомнадзор с требованием ограничения доступа к ресурсам, распространяющим вышеуказанные материалы. Распространение таких материалов предлагается отнести к административным правонарушениям.
Законопроект об изменениях в КоАП предполагает дополнение статьи 20.1 КоАП «Мелкое хулиганство» специальным административным составом. За совершение названных правонарушений предусматривается административный штраф от 1 до 5 тыс. рублей или административный арест на срок до 15 суток.
Как сообщил Председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, сопредседатель Ассоциации юристов России Павел Крашенинников, предлагаемая административная ответственность – дополнительный механизм обеспечения соблюдения правил допустимого поведения.
«Одно из отличий нового административного состава от уже существующих составов по мелкому хулиганству – это “место совершения правонарушения”. Мелкое хулиганство признается таковым, если оно совершено в общественных местах. Общественные места –это любые публичные пространства, где может находиться свободно или с определенными ограничениями неопределенное количество людей. Интернет хотя и является публичным, общественным пространством, не защищен от совершения правонарушителями тех действий, которые квалифицируются как мелкое хулиганство. Проектом предлагается восполнить данный пробел», – сообщил Павел Крашенинников.
«Другое отличие предлагаемых дополнений от существующих мер ответственности (оскорбление – ст. 5.61 КоАП, клевета – ст. 1281 УК) – отсутствие персональной направленности противоправных действий. Хулиганские действия, совершенные в сети Интернет с использованием оскорблений, ненормативной лексики – это действия, которые в неприличной форме выражают явное неуважение к обществу. Но в случае если такие действия не носят персонифицированного характера, то они не попадают под действие санкций, предусмотренных статьями за клевету и оскорбления. Предлагаемые проектом дополнения позволят обеспечить защиту общественных интересов в публичном пространстве», – отметил Павел Крашенинников.
Вместе с тем он сообщил, что законопроект нуждается в следующих уточнениях, которые могут быть учтены при подготовке законопроекта к рассмотрению во втором чтении.
1) Проект предусматривает обязанность должностных лиц полиции составлять протоколы по новому административному составу. Однако государственный контроль и надзор за соблюдением требований законодательства Российской Федерации к распространению информации посредством информационно-телекоммуникационных сетей осуществляет Роскомнадзор.
«Таким образом, при подготовке проекта ко второму чтению следует дополнительно обсудить и уточнить перечень органов, должностные лица которых наделяются правом составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях», – сказал Павел Крашенинников.
2) Кроме того, законопроект требует доработки в части введения такой меры ответственности как административный арест.
«Чтобы исключить избыточное ограничение прав граждан при привлечении их к административной ответственности за соответствующие нарушения, целесообразно исключить этот вид ответственности из проектируемых положений. Для достижения поставленной цели будет достаточно административных штрафов», – заявил Павел Крашенинников.