«Честно говоря, с такой позицией Конституционного Суда РФ трудно согласиться, поскольку свобода собраний и демонстраций в последние годы и так была достаточно сильно ограничена на законодательном уровне. Если посмотреть на статистику, то мы не увидим каких-то крупных нарушений при проведении встреч с депутатами за последние годы. Учитывая, что правоприменение в этой ситуации будут осуществлять органы правопорядка на местах, то формулировка «встреча должна быть прекращена, если возникает угроза безопасности» может трактоваться ими очень расплывчато.
Не радует, что Конституционный Суд избрал чисто формалистскую позицию. По его мнению, Конституция напрямую не закрепляет институт встреч депутатов с избирателями, что позволяет законодателю использовать различные подходы для его урегулирования. Однако Конституция гарантирует свободу собраний, митингов, демонстраций, из которой, по моему мнению, однозначно вытекает и свобода встреч с народными представителями – депутатами. Это есть дух закона, о котором правоприменители очень часто забывают и о котором забыл в этой ситуации и Конституционный Суд», – считает Денис Паньшин.
Зампредправления АЮР отметил, что несмотря на то, что безопасность важна, ее можно обеспечивать другими средствами. В частности, достаточно было бы уведомлять правоохранительные органы – без их права на запрет таких встреч. Однако был выбран механизм согласования с органами местного самоуправления, подчеркнул эксперт.
«Плюсом решения КС можно назвать эту формулировку: «Власти должны привести веские доводы при отказе в согласовании проведения мероприятия в заявленном месте и предложить организаторам такой вариант, который позволил бы реализовать цели публичного мероприятия». Она дает хоть какие-то гарантии на ограничение усмотрения органов местного самоуправления в этом вопросе, но и здесь толкование может быть весьма широким», – заявил Денис Паньшин.
Информационное агентство ТАСС опубликовало сообщение пресс-службы Конституционного Суда РФ, в котором сообщается, что КС признал соответствующим Конституции требование согласования встреч депутатов с гражданами в форме митинга. При этом для проведения встреч в форме собрания согласование не требуется.
«Из существующего перечня форм публичных мероприятий пригодными для достижения их [депутатов] цели являются лишь собрание и митинг, и только последний требует согласования», – цитирует сообщение пресс-службы КС ТАСС.