20 сентября 2017 года заместитель председателя Правления Ассоциации юристов России Денис Паньшин принял участие в программе «Домашняя академия», которая выходит в прямом эфире на «Радио России». Программу вели Алла Волохина и Александр Хабургаев. Тема обсуждения – «Третейские суды помогут теперь гражданам оформлять в собственность спорные участки земли. Минэкономразвития предлагает упростить регистрацию недвижимости по решению таких судов».
Каким образом теперь садоводы смогут узаконить свои дополнительные сотки, прирезанные к участкам, при помощи третейских судов?
Д. Паньшин: Во-первых, Закон о третейских судах – это достаточно интересная тема. Потому что он у нас существовал, а теперь вот с конца 2015 года, весь 2016 год и 2017 год тоже идет реформа третейского разбирательства, реформа третейских судов. И окончательно часть положений вступает в силу лишь 1 ноября 2017 года. Поэтому много идей, связанных с третейским разбирательством в Российской Федерации. Соответственно, разные ведомства пытаются эту историю максимально положительно использовать, как это неудивительно, как для граждан России, для чего в принципе все и задумывалось, так и для юридических лиц.
То есть, хотят сделать третейские суды ближе к гражданам, чтобы споры они могли решать не в гражданских государственных судах, а именно в третейских, что, наверное, проще и дешевле?
Д. Паньшин: Они и так максимально близко. Вопрос по стоимости, думаю, будет устанавливаться самими судами, потому что там есть определенная процедура принятия решения. Соответственно, стороны должны, а это и садовые товарищества теперь могут обращаться, и земельные участки теперь мы можем регистрировать в Росреестре с помощью решений третейских судов, обязательно внести в соглашение третейскую оговорку. Это либо должны быть все соглашения между товариществом и собственниками земельных участков. Там обязательно все возникающие споры должны разрешаться. Понятно, что это по общему положению, в рамках обычных судебных разбирательств либо по договоренностям между сторонами. Также включается третейская оговорка о том, что споры, возникающие при тех или иных обстоятельствах, разрешаются конкретно в таком-то третейском суде.
Но при третейском суде, при разбирательствах в третейском суде тоже надо госпошлину платить, как и в гражданском суде?
Д. Паньшин: Госпошлину платить не надо, потому что это не государственный суд, и в систему государственных судов он не входит. Ни в систему судов общей юрисдикции, ни арбитражных судов, ни Конституционного суда. Поэтому это некие юрлица, которые набирают панель арбитров из уважаемых лиц. В законе сейчас поименовано, что это должны быть судьи в отставке определенной категории, остепененные (кандидаты и доктора юридических наук). Соответственно, они берут на себя своим авторитетом разрешение тех или иных споров.
То есть, в квалификации этих судей сомневаться не приходится?
Д. Паньшин: Закон о третейских судах для этого и принимался в последней редакции. В том числе чтобы вычистить весь этот рынок карманных третейских судов. Потому что каждая организация хотела иметь при себе какой-нибудь третейский суд.
На данный момент зарегистрированы всего лишь три третейских суда. Это третейский суд при РСПП, при Торгово-промышленной палате и центр при Институте современного арбитража. Это Федеральная палата адвокатов и Юридический форум (петербуржский учредитель).
Тогда каким образом третейские суды будут ближе к гражданам, если их всего три? Как могут решать свои споры на садовых участках с соседями люди, что проживают в регионах?
Д. Паньшин: Мы, как всегда, привыкли любую инициативу брать в руки, распространяться о ней в СМИ, но проблема как раз в том, что сейчас еще идет процесс перерегистрации либо регистрации новых третейских судов. 1 ноября – это точка отсечения. До этого момента должны быть перерегистрированы действующие третейские суды, что вот эти три и сделали. Там суть всего этого в том, что согласовывается все это Министерством юстиции, по сути, как и должно быть, и подписывает постановление о регистрации того или иного третейского суда премьер (председатель правительства). То есть, это все сложно делать.
Как может простой человек воспользоваться услугами третейского суда? И когда он может это сделать?
Д. Паньшин: Простой человек всегда может обратиться за разбирательством в третейский суд. Это раз. Два. Понятно, что они сейчас существуют, работают, но их решения могут быть признаны несостоявшимися. То есть, суд может не принимать их решения к рассмотрению после 1 ноября, потому что они не будут зарегистрированы в качестве третейских судов. И в этом первая проблема.
Вторая проблема. В любом случае, если возникает конфликт, решение третейского суда должно быть узаконено решением обычного суда (суда общей юрисдикции). Соответственно, чтобы получить исполнительный лист по решению третейского суда, нужно обратиться в суд государственный общей юрисдикции или арбитражный. Понятно, что это очень короткая, быстрая процедура. Исполнительный лист выдается, и уже тогда можно требовать с ответчика исполнения.
Если конфликта нет по решению третейского суда, то мы идем с этими бумагами в Росреестр, который у нас занимается регистрацией. Но на данный момент для Росреестра не прописана норма, по которой они должны на основании решения третейского суда вносить любые изменения, в том числе в кадастровый план. То есть, пока мы идем впереди паровоза. Росреестр еще будет догонять этот Закон о третейских судах. И вот эта инициатива будет только реализована в перспективе. То есть, сейчас пока мы не можем сделать ничего.
То есть, если сейчас граждане попытаются обратиться в третейский суд, то они только зря потратят свои время и деньги. Ведь потом никто это решение третейского суда не признает.
Д. Паньшин: Если третейское разбирательство было, то стороны должны определенную пошлину уплатить. Это пошлина не государственная, а пошлина для рассмотрения, либо это делается по договору двух сторон.
Людям можно посоветовать просто сделать паузу и дождаться, когда завершится этот процесс. Это первое. И прежде, чем подать заявление в третейский суд, нужно каким-то образом у них испросить какую-то бумагу, чтобы та подтвердила, что этот суд прошел перерегистрацию, что он полномочен. Это второе. И третье. В принципе, если стороны договорились между собой, если всех все устраивает, обычно, если это в садовых товариществах, там протоколы 10-15-летней давности о том, что вы тогда-то прирезали себе 2-3 сотки. По сути, для чего все это делается? Чтобы стороны между собой могли договориться, и все, конфликта нет. А Росреестр должен лишь закрепить эти договоренности. Само собой, просто процедурно-бюрократически этот момент именно на этом и застопорился. То есть, нужна инструкция Росреестру, как и для любого другого государственного органа, для того, чтобы эти изменения в кадастровые планы вносить. А пока они не могут ссылаться ни на решение третейских судов, не на просто договоренности сторон. То есть, им необходима конкретная санкция для того, чтобы применить те или иные действия и включится в эту работу.
Вообще, третейское разбирательство направлено на разрешение споров между юрлицами в первую очередь. И здесь почему это связано с земельными участками? Потому, что одна из сторон – это юрлицо. Либо в целом товарищество собственников земельных участков, либо СНТ – это юридическое лицо, поэтому здесь третейское разбирательство.
Кроме садовых участков, еще можно судиться с управляющей компанией, подав на нее в третейский суд. Но вообще мне кажется, что эти третейские суды стимулируют добрососедские отношения. Потому что, если у тебя с соседом хорошие отношения, ты можешь пойти в третейский суд, и все там оформить спокойно.
Д. Паньшин: В принципе, если хорошие отношения с соседом, достаточно договора по логике российского законодательства. То есть, если стороны договорились между собой, закрепили эти договоренности у нотариуса или в каком-то другом государственном органе, все, зачем идти разбираться дальше?
Полностью программу можно прослушать на сайте «Радио России»
Источник: «Радио России»