С 2025 года в России начнет полноценно функционировать единая база данных о населении страны, следует из законопроекта Правительства, который поступил в Госдуму 23 июля. Какую информацию соберут в этом «банке данных» и чем он будет полезен простым гражданам?
У кого будет доступ к базе
В единой базе данных будет аккумулироваться информация из ныне разрозненных реестров разных государственных структур — МВД, Минобороны, Минобрнауки, ФНС, Пенсионного фонда, Фонда ОМС и других. Каждое ведомство станет отвечать за достоверность переданных сведений.
Курировать базу, то есть наполнять ее и защищать, будет Федеральная налоговая служба. Это вполне рациональный выбор, считает член Комитета Госдумы по бюджету и налогам Айрат Фаррахов. Потому что ФНС достигла заметных успехов в области цифровизации, а созданная этим ведомством электронная база наиболее совершенна, пояснил он. «Если говорить о степени развития информационных технологий в отдельных отраслях, то Федеральная налоговая служба сегодня на самом высоком уровне, она одна из лучших в мире в этом направлении», – сказал депутат «Парламентской газете».
В «Концепции формирования и ведения единого федерального информационного ресурса, содержащего сведения о населении Российской Федерации», которую кабмин утвердил в июле 2017 года, отмечалось, что никаких новых данных, которые доселе государством не учитывались, в эту базу включать не будут. Но в законопроекте такие полномочия предоставлены ФСБ и Службе внешней разведки: они смогут вносить в базу сведения, «ранее не учтенные в иных государственных и муниципальных информационных ресурсах».
Пользоваться банком данных смогут органы власти всех уровней, органы управления внебюджетными фондами (ОМС и прочие), а также избирательные комиссии. Кроме того, доступ к ней будет у многофункциональных центров (МФЦ).
Россияне тоже смогут видеть свои данные в базе: в Концепции Правительства отмечалось, что эту возможность обеспечит портал «Госуслуги».
Какие данные попадут в базу
В «банк данных» будут включать информацию не только о гражданах России, но также обо всех находящихся в нашей стране иностранцах. Сбору подлежат два типа сведений: базовые и дополнительные.
Базовые сведения:
сведения о гражданине:
настоящие и предыдущие (при наличии) ФИО;
дата и место рождения;
дата и место смерти;
настоящий и предыдущий (при наличии) пол;
гражданство (при наличии);
идентификаторы (реквизиты, серия и номер, иные данные) документов:
свидетельство о рождении;
свидетельство о смерти;
удостоверение личности (паспорт);
статус иностранного гражданина (разрешение на временное проживание, вид на жительство, трудовой патент и так далее);
ИНН;
свидетельство о регистрации ИП;
СНИЛС, полис ОМС и соцстрахования;
сведения о постановке на учет в службе занятости;
документы об образовании, квалификации, ученой степени и ученого звания;
учетная запись в ЕСИА.
Дополнительные сведения:
о семейном положении (реквизиты свидетельства о браке/разводе);
о родственных связях (ссылки на имеющиеся в базе данные о родителях, супруге и детях гражданина).
Централизованный сбор данных о гражданах позволит обеспечить достоверность и непротиворечивость сведений, которые сейчас числятся в реестрах разных служб.
В пояснительной записке к законопроекту Правительство отмечает, что создание единой базы данных обеспечит, среди прочего, «переход на качественно новый уровень расчета и начисления налогов на доходы физических лиц». На фискальной составляющей, к слову, акцентировалось внимание в Концепции создания базы: говорилось, что ее основная цель – «совершенствование контроля за начислением и поступлением страховых взносов на счета физлиц».
В проекте закона также говорится, что единая база данных о населении поможет ускорить принятие решений органами власти, улучшить качество госуслуг (особенно в электронной форме), противодействовать мошенничеству при получении льгот и уплате налогов. Еще там указано, что база будет обеспечивать избирательные права граждан и процесс военного призыва.
«Все почему-то сразу думают о налоговой службе и полиции, которые «будут все знать». Но они и так про нас знают, – отметил член Комитета Госдумы по информполитике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин. – А эта мера будет антибюрократической, позволит свести к минимуму злоупотребления данными граждан».
По его словам, подобный банк данных — это не отечественное ноу-хау, такие системы довольно успешно действуют уже во многих странах — лидерах технологий.
«Как депутат, постоянно ведущий прием граждан, я знаю, какая это проблема для наших людей – собирать справки и носить их из одного ведомства в другое, постоянно сталкиваться с неполнотой архивов, с несовпадениями данных о себе в десятках разных реестров и баз. Единый ресурс эти проблемы решит, особенно с вводом электронных удостоверений личности», – сказал он «Парламентской газете».
Создание ресурса со сведениями о населении было поручено Правительству указом Президента России Владимира Путина еще в январе 2016 года. Через полгода в кабмине уже начали обсуждать концепцию единой базы данных. Уже тогда премьер-министр, председатель Попечительского совета АЮР Дмитрий Медведев говорил, что проект удастся завершить не раньше 2025 года.
«Но появление такого регистра населения в обозримой перспективе существеннейшим образом оптимизирует государственные услуги в электронном виде», – подчеркивал председатель Правительства.
С ним соглашался в то время исполнявший обязанности министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров: «Это позволит и более оптимально оказывать госуслуги, и снизить расходы, потому что сегодня вся эта информация учитывается в различных разобщенных ведомственных системах».
По его мнению председателя Правления АЮР Владимира Груздева, подобный ресурс позволит решать множество проблем, в том числе повысить эффективность борьбы с правонарушениями. При этом улучшится качество государственных услуг, гражданам станет легче решить многие вопросы, связанные с оформлением документов.
«Важно, что ресурс упростит гражданам не только получение госуслуг, но и наведение справок о том, какой информацией в отношении него обладают органы государственной власти, – говорит Владимир Груздев. – Это поможет оперативно устранять неточности и ошибки в базах, влияющие на качество предоставления услуг, поскольку любой гражданин через портал госуслуг сможет запросить, какая информация хранится в реестре в отношении него и его несовершеннолетних детей».
Источник использованного изображения
Источник: Парламентская газета