Компания может заказать у сторонних специалистов разработку сайта, приложения или электронного сервиса. Некоторые общества вообще становятся инвесторами IT-проектов. В обоих случаях общества рискуют стать участниками конфликтов, которые связаны с правами на интеллектуальную собственность. Но есть способ избежать спорных ситуаций, если придерживаться четырех основных правил.
Если у компании не будет прав собственности на сайт, приложение или электронный сервис, то она рискует. Общество не сможет в полной мере распоряжаться своим имуществом, например, продавать или сдавать актив в аренду. Также оно рискует лишиться собственности, если этого захочет фактический владелец. Роман Янковский, член Комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики при Московском отделении Ассоциации юристов России, советник Tomashevskaya & Partners рассказал, как избежать рисков.
Роман рассказывает, что по работе ему часто приходится участвовать в проверках интеллектуальной собственности технологических стартапов. Коллега делает это, чтобы защитить от возможных конфликтов своих клиентов, которые намерены финансировать развивающиеся проекты.
Три опасные ситуации, в которых может разгореться конфликт из-за интеллектуальной собственности:
Ситуация 1. Два основателя создали инновационный продукт - устройство, комплекс исключительных прав на ПО, сайт. Вклад каждого был равным. Компания, которая решила финансировать проект, не получила в собственность окончательную разработку, юридически она осталась за основателями. После того, как продукт выпустили, между основателями начались разногласия. Один из них решил создать свой вариант продукта с похожим функционалом. Это стало причиной спора о пределах конкуренции и судьбе доли основателя в первом проекте.
Ситуация 2. Основатели наняли аутсорс-разработчиков для того, чтобы разработать продукт. Договор при этом стороны не заключили. Разработчики выполнили задание частично, но из-за технических ограничений не реализовали некоторые из оговоренных функций. Основатели не признали продукт завершенным и лишь частично заплатили за него. Разработчики в счет недополученных денег разместили продукт под своим аккаунтом в Appstore.
Ситуация 3. Главный редактор онлайн-СМИ решил передать третьим лицам управление рядом сторонних проектов, включая группы в социальных сетях. Один из таких проектов попал в тренды и набрал базу спонсоров. А агрессивная рекламная политика позволила ему увеличить аудиторию. Главный редактор потребовал от управляющего успешным проектом передавать часть средств на развитие «основного» СМИ, но получил отказ. При попытке вернуть проект выяснилось, что управляющий перевел на себя всю его интеллектуальную собственность и даже зарегистрировал соответствующий товарный знак.
Чтобы избежать конфликтов из-за прав на интеллектуальную собственность, Роман старается придерживаться четырех правил. Они полезны не только для компаний, которые выступают в качестве инвесторов для стартапов, но и для всех тех юридических лиц, которые заказывают разработку сайтов, приложений, сервисов у сторонних разработчиков.
Правило № 1
Прописывайте в договорах с разработчиками порядок, по которому будут использоваться и переходить результаты интеллектуальной деятельности. Согласно статье 1228 ГК, техническое, консультационное, организационное или материальное содействие в создании интеллектуальной собственности не дает прав на нее. В случае с IT ни менеджер проекта, ни заказчик, ни тимлид не имеют прав на разработки, ведь эти права у исполнителей.
Правило № 2
Регистрируйте товарный знак, как только появится возможность. По сравнению с расходами в случае конфликта, затраты на регистрацию будут несущественными.
Правило № 3
Передачу прав на интеллектуальную собственность необходимо указывать в договорах с сотрудниками. Более того, за такую передачу должна отдельно прописываться компенсация, а на каждую передачу подписываться отдельный акт. Если используется система контроля версий, например, ее используют при разработке ПО, нужно указать в трудовом договоре данные, под которыми сотрудник вносит новый код в систему.
Правило № 4
Сторонами договоров должна быть компания. Если продукт или товарный знак первоначально зарегистрирован на физическое лицо, его необходимо передать компании за вознаграждение или внести в уставный капитал. В противном случае обладателем прав останется физическое лицо, а не компания.
Источник использованного изображения