21 февраля Совет при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства рассмотрел проекты федеральных законов, внесенные в Государственную Думу 13 декабря 2018 года:
- № 607994-7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части ответственности перевозчика за незаконное прекращение или изменение договора воздушной перевозки пассажира)»;
- № 607995-7 «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации» (в части недопустимости изменения или расторжения перевозчиком договора воздушной перевозки в связи с невозможностью предоставить пассажиру место на рейс, указанный в билете).
Законопроекты направлены на защиту прав пассажиров в случае «овербукинга», когда авиакомпании продают на рейс больше билетов, чем количество посадочных мест в самолете. Предлагается установить в КоАП административную ответственность за необоснованное расторжение или изменение договора воздушной перевозки по инициативе перевозчика. При этом базовым законопроектом предлагается внести ряд изменений в Воздушный кодекс.
Председатель Совета, председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, сопредседатель Ассоциации юристов России Павел Крашенинников отметил важность цели, обозначенной разработчиками законопроектов. В случае «овербукинга» пассажиры, которым отказано в авиаперевозке, как правило, несут существенные финансовые расходы и испытывают своего рода эмоциональное потрясение из-за сорванных планов.
Подчеркивая необходимость дополнительных мер для защиты пассажиров в случаях «овербукинга», Совет поддержал отдельные предложения законопроектов, но высказал ряд принципиальных замечаний в целом.
Советом были поддержаны следующие предложения о внесении изменений в Воздушный кодекс:
- возвращать провозную плату пассажиру в случае его вынужденного отказа от билета в связи с невозможностью предоставления ему места на рейс и дату, указанные в билете;
- не взимать доплату в случае вынужденного изменения пассажиром билета по той же причине.
Из замечаний Совета можно выделить следующие.
1. Базовым проектом предлагается установить в Воздушном кодексе полный запрет на изменение по инициативе перевозчика договора воздушной перевозки пассажира.
Вместе с тем, согласно нормам Гражданского кодекса, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. В этой связи предлагаемое изменение было названо Советом избыточным.
Кроме того, на заседании отмечалось, что такой запрет может вступать в противоречие с рядом других норм ГК РФ. В частности статья 451 Гражданского кодекса предусматривает возможность изменения или расторжения договора вследствие существенного изменения обстоятельств. Эти нормы по общему правилу распространяются и на договор воздушной перевозки.
2. Проектом предлагается установить запрет на расторжение по инициативе перевозчика договоров воздушной перевозки пассажиров и грузов, кроме случаев, прямо предусмотренных пунктом 1 статьи 107 Воздушного кодекса.
Такое положение имеет более широкий правовой эффект, чем заявлено в цели законопроекта. К тому же, возникают сомнения в актуальности проблемы «овербукинга» при перевозке грузов, - подчеркнули члены Совета.
3. Проектом предлагается предоставить право пассажиру обратиться в федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие полномочия в сфере гражданской авиации и защиты прав потребителей, с заявлением об установлении причин невозможности предоставления ему места на рейс и дату, указанные в билете. По мнению разработчиков, это должно решить проблему доказывания факта продажи авиакомпанией избыточного количества билетов для применения в случае «овербукинга» административного наказания. В свою очередь указанные органы власти предлагается обязать установить в течение 15 дней причины отказа в перевозке пассажира.
На заседании отмечалось, что проектом не предусматривается обязанность перевозчика предоставить информацию по запросу этих органов, не отражена достаточность их полномочий. А также не указан механизм защиты пассажиром своих интересов, если 15-дневный срок не будет соблюден. Таким образом, предложенный механизм может оказаться неэффективным, - заявили члены Совета.
4. С учетом вышеуказанных и других замечаний к базовому законопроекту, положения проекта об изменениях в КоАП об административной ответственности в большинстве случаев не смогут применяться, - отмечалось на заседании Совета.
Принимая во внимание важность поставленной законопроектами цели, Совет рекомендовал их переработать с учетом замечаний.
Было предложено также рассмотреть возможность введения таких мер защиты пассажиров в обозначенных случаях, как, например, выплата авиакомпанией неустойки.