17 мая в рамках Петербургского международного юридического форума состоялась сессия Ассоциации юристов России «Конкурентоспособность национальных юрисдикции: перспективы и направления развития». Модерировал дискуссию исполнительный директор – руководитель Аппарата, член Правления АЮР Станислав Александров.
Спикерами сессии выступили сопредседатель «Деловой России», член Президиума АЮР Андрей Назаров, директор Института государственной службы и управления РАНХиГС при Президенте РФ Игорь Барциц, вице-президент по региональной политике и взаимодействию с органами власти и управления компании РУСАЛ Елена Безденежных, президент «ОПОРЫ РОССИИ» Александр Калинин, председатель Ассоциации адвокатов Индии Кумар Прашант, председатель Комитета LAWASIA по ценным бумагам, корпоративному и инвестиционному праву, управляющий партнер Jeff Leong, Poon & Wong Джефф Леонг, статс-секретарь – вице-президент по взаимодействию с органами власти и управления ПАО «ГМК «Норильский никель» Дмитрий Пристансков, заместитель генерального директора по правовым, корпоративным и имущественным вопросам ООО «Газпром нефть шельф» Рустам Романенков, президент Ассоциации адвокатов Бразилии Фелипе Санта Крус, юрист Altenburger LTD Алиса Буркхард, профессор Университетского колледжа Лондона, адвокат Nagashima Ohno & Tsunematsu Хироши Ода.
Открывая сессию Станислав Александров обратил внимание, что в майских указах и своем послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 20 февраля 2019 года Президент России Владимир Путин отметил, что одна из приоритетных на сегодняшний день задач – улучшение качества российской юрисдикции. Конкурентоспособная национальная правовая система – это новые возможности для национального бизнеса и зарубежных инвесторов.
Игорь Барциц сообщил, что необходимо быть открытыми и создавать качественную и хорошую инфраструктуру, чтобы юрисдикция оставалась конкурентной. Эксперт констатировал, что сейчас остро стоит вопрос анализа привлекательности национальных юрисдикций, поскольку многие споры российские предприниматели решают за рубежом. В этой ситуации имеет место глобальная конкуренция национальных правовых систем. Становится актуально обеспечение единообразия правовых систем: судебные процедуры в различных странах должны приводить к одним и тем же решениям. «Самая главная наша проблема – в судебном правоприменении», – сказал Игорь Барциц. Такое же мнение озвучил исследователь в области российского арбитража Хироши Ода.
Андрей Назаров отметил, что в России поставлен рекорд – 0,025% оправдательных приговоров: «Можно сказать, что это ниже погрешности. По сути оправдательных приговоров нет». При этом, спикер подчеркнул, что в России не настолько совершенное следствие, чтобы видеть такую статистику. Сопредседатель «Деловой России» также рассказал, что зарубежные инвесторы оценивают, в первую очередь, работу гражданского законодательства. Здесь следующая статистика: «31 миллион дел – это серьезная цифра, и она дает громадную нагрузку». В 96 % случаев эти иски удовлетворяются, то есть всего в 4 % дел удается отклонить обвинения. Как выход из такой ситуации, Андрей Назаров предложил разгружать арбитражи за счет третейских судов, которых сейчас объективно не хватает.
Дмитрий Пристансков в своем выступлении рассказал, что он видит три основных аспекта для улучшения российской юрисдикции: развитие потенциала преференциальных режимов (СПИК, ТОР, ОЭЗ и пр.), обеспечение стабильности правового регулирования и формирование надежного нормативно-правового каркаса для развития цифровой экономики. В настоящее время для инвесторов уже предложено достаточно много вариантов, но в них довольно трудно ориентироваться, поэтому необходима должная систематизация. Значимый аспект привлекательности юрисдикции – это обеспечение стабильности для реализации инвестиционного проекта. Стабильность обеспечивают различные стабилизационные, фискальные и финансовые гарантии. Эксперт предложил предусмотреть более прозрачную и ясную систему стабилизационных оговорок. В настоящее время нередко эти гарантии отменяются уже в период реализации инвестиционного проекта.
Елена Безденежных рассказала о шефстве компании РУСАЛ над предприятиями в рамках проекта «Красноярская экономическая долина». Задача – привлечь малый и средний бизнес в производство товаров из алюминия. Компания столкнулась с правовыми проблемами: оказалось, что для малого и среднего бизнеса применить любой из возможных преференциональных режимов стало затруднительно. Такая же ситуация сложилась и для иностранных инвесторов: для них нормы справедливости, установленные в России, оказались непонятны. Эксперт обозначила проблему, над которой необходимо работать: именно малому и среднему бизнесу оказались недоступны те меры поддержки, которые доступны крупному бизнесу. Также Елена Безденежных акцентировала внимание на вопросе сроков рассмотрения споров – Россия не успевает за остальными странами по скорости принятия решений. Кроме того, Россия остается непредсказуемой для иностранных инвесторов. Выход может быть в следующем: если мы попробуем прописать нормы так, чтобы они были выполнимы роботами, тогда удалось бы повысить привлекательность юрисдикции. По мнению спикера, целый ряд процессов – выдача кредитов, формирование договоров, осуществление проверок и пр. – может быть автоматизирован.
«Наша правовая система постоянно воспроизводит дополнительные издержки для бизнеса», – сказал Александр Калинин. Прежде чем привлекать иностранные компании в нашу юрисдикцию, необходимо удержать российские. Эксперт отметил, что есть и положительные стороны: в некоторых случаях фискальная нагрузка на бизнес в России существенно ниже, чем за рубежом. Александр Калинин предложил ввести оценку издержек для бизнеса при разработке того или иного нормативно-правового акта. Принято, что производится оценка, сколько будет стоить федеральному или региональному бюджету принятие любого закона, точно такая же оценка должна производиться и в отношении издержек бизнеса.
Прашант Кумар озвучил свое мнение относительно автоматизации правовых процессов. Он считает, что влияние на качество правовой системы искусственного интеллекта не столь значительно за исключением bid data. Рассуждая о привлекательности юрисдикции, он отметил, что в Индии принят единый налог на товары и услуги именно по той причине, что бизнесу легче ориентироваться в такой простой системе. У любого инвестора есть страх действовать в чужой юрисдикции, возникает желание этого избежать, и бизнес обращается, в частности, к более понятному ему англо-саксонскому праву. Эксперт назвал такое явление аномальным.
Филипе Санта Крус рассказал, что в Бразилии сложился сильный институт адвокатуры. Бразилия сейчас как никогда открывается для рынка всего мира. Основная проблема – высокий уровень бедности. Именно иностранные инвестиции видятся как способ преодолеть эту проблему.
Рустам Романенков отметил, что необходимо работать над структурой российских нормативно-правовых документов и порядком их принятия: эти документы зачастую начинают дорабатывать и переделывать сразу после их вступления в силу. «Скоординированность позиций бизнеса, государства, всех участников процесса на предварительной стадии имеет очень большое значение», – сказал Рустам Романенков.
Джефф Леонг отметил проблему отсутствия комплаенса у компаний при переходе в другую юрисдикцию. Также эксперт констатировал, что стороны споров зачастую лучше знают, как решить их проблему. Не все споры из-за нарушения контрактов оказываются в суде. Философия улучшения качества юрисдикции должна заключаться в том, чтобы стороны максимально самостоятельно урегулировали все вопросы в рамках своего спора – шли на мировые соглашения.
Алиса Буркхард рассказала, что в Швейцарии очень эффективно работают мировые органы. Возможны такие случаи, когда сам процесс происходит в неформальной обстановке у судьи дома, что существенно улучшает атмосферу и переносит спор на более человеческий уровень. Таким образом, 83 % всех дел решаются на уровне мировых инстанций, и это существенно снижает нагрузку на суды.
В ходе дискуссии эксперты подчеркнули, что в России необходимо выстроить единую правовую систему, где региональные и местные нормативные акты органично встроены в общую концепцию, не разбивают, но разумно дополняют федеральное регулирование.