Новости

Ассоциация юристов России будет осуществлять допуск к профессии юристов

27 сентября 2017 года председатель Ассоциации юристов России, председатель Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников внес в Госдуму проект федерального закона «Об осуществлении представительства сторон в судах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты», который предполагает аттестацию юристов в общероссийской общественной организации граждан, которые имеют высшее юридическое образование, определяемой Правительством Российской Федерации.

Автор проекта – Павел Крашенинников сообщил, что законопроект устанавливает единые требования о наличии отечественного юридического образования у лиц, оказывающих квалифицированную юридическую помощь гражданам и организациям по представительству в судах.

«Действующим законодательством допускается оказание юридической помощи по представительству в судах со стороны лиц, не имеющих специального образования. Так, в соответствии с ГПК РФ представителями сторон при рассмотрении гражданских споров могут быть как любые юридические лица, так и граждане, не имеющие надлежащей квалификации. В АПК РФ установлено, что представителями граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций в арбитражных судах могут выступать адвокаты и иные лица, оказывающие юридическую помощь», – пояснил Павел Крашенинников.

Нередко называющий себя адвокатом или юристом представитель не имеет специального образования и таким образом вводит в заблуждение гражданина или организацию, чьи интересы представляет. «Результатом такого некомпетентного представительства становится отсутствие должной юридической помощи, некачественное представление интересов доверителя в суде и в итоге – вынесение судебного акта, не учитывающего в полной мере интересы сторон. Подобные некомпетентные представители бросают тень на профессию юриста и, в результате, заставляют усомниться в эффективности судебной системы в целом», – отметил Павел Крашенинников.

Законопроектом предлагается установить единые требования о наличии отечественного юридического образования у представителей граждан и организаций для ведения гражданских и административных дел в судах, а также дел в арбитражных судах. «Такими представителями вправе быть российские и иностранные граждане, которые имеют высшее юридическое образование, полученное по имеющей российскую государственную аккредитацию образовательной программе, либо присвоенную в России ученую степень по юридической специальности. Для иностранных лиц также допускается наличие юридического образования, полученного за рубежом, при условии сдачи профессионального экзамена по юридической специальности в общероссийской общественной организации граждан, которые имеют юридическое образование», – сообщил Павел Крашенинников. Исключение составят лица, являющиеся законными представителями.

«В случае если участник спора нанимает в качестве представителя юридическое лицо, то таким представителем может быть российская организация или иностранная организация, которая аккредитована при общероссийской общественной организации, определяемой Правительством России», – сказал Павел Крашенинников.

«При этом такие организации, нанятые в качестве представителей, для непосредственного участия в судопроизводстве могут направлять только граждан, отвечающих вышеуказанным требованиям», – добавил Павел Крашенинников.

«Предлагаемые изменения имеют большое значение для всех граждан, которые обращаются за помощью к адвокатам, юристам при рассмотрении споров в судах. Установление единых требований к представителям в судах о наличии отечественного юридического образования – как у россиян, так и у иностранных представителей, – позволит оградить доверителей от некомпетентных лиц, выдающих себя за специалистов, но не знающих основ российского законодательства, не умеющих так или иначе в нем ориентироваться. Проект будет способствовать реализации прав граждан и юридических лиц на получение квалифицированной юридической помощи, что положительным образом отразится на эффективности судебной системы», – заявил Павел Крашенинников.

Председатель Правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев:

«Есть неоспоримый плюс в том, что деятельность юристов в России будет регулироваться общероссийской общественной организацией граждан, которые имеют юридическое образование. В первую очередь это защитит права россиян, которые должны быть уверены в том, что получают квалифицированную юридическую помощь. Это общемировая практика. Ранее Дмитрий Анатольевич Медведев поддержал идею принятия отдельного законодательного акта, согласно которому Ассоциация юристов России может стать органом, осуществляющим допуск к профессии. Для иностранных юристов и адвокатов допуск к профессии будет введен в обязательном порядке, тогда как для российских юристов он может быть добровольным», – отметил Владимир Груздев.

Сопредседатель Ассоциации юристов России, ректор Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Виктор Блажеев

«Статья 48 Конституции России гарантирует каждому гражданину получение квалифицированной юридической помощи. Не секрет, что сейчас этот конституционный принцип реализуется далеко не всегда. Основной смысл законопроекта, внесенного Павлом Крашенинниковым – предельно четко отрегулировать деятельность иностранных юридических компаний и юристов, получивших образование за рубежом, при оказании ими квалифицированной юридической помощи гражданам России и юридическим лицам. При этом абсолютно справедливым мне представляется условие, что уровень квалификации таких юристов должен быть проверен посредством определенной аккредитации. Способ такой аккредитации в документе прописан – сдача профессионального экзамена. Функции же аккредитации, согласно законопроекту, должны быть возложены на общероссийскую общественную организацию. Я полагаю, что таковой может стать именно Ассоциация юристов России. Таким образом, принятие законопроекта обеспечит квалифицированную юридическую защиту прав граждан и юридических лиц, а также позволит исключить ситуации, при которых представительством интересов граждан и организаций на практике занимаются люди, вовсе не имеющие базовой подготовки в сфере российской юриспруденции. Это также позволит реализовать основные принципы, на которых базируется процесс, в первую очередь принцип состязательности, и обеспечит качественное и эффективное отправление правосудия по конкретным делам».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона «Об осуществлении представительства сторон в судах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты»

Законопроект разработан в целях обеспечения реализации прав граждан на получение квалифицированной юридической помощи, которое гарантировано каждому статьей 48 Конституции Российской Федерации.

Представительство в судах представляет собой случай оказания гражданам юридической помощи, однако действующим законодательством не всегда установлены требования о наличии у лиц, непосредственно осуществляющих представительство, отечественного юридического образования.

Так, в силу статьи 55 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представителями в суде по административным делам могут быть адвокаты и иные лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование. Но на основании статьи 59 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представителями граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и организаций могут выступать в арбитражном суде адвокаты и иные оказывающие юридическую помощь лица.

Статья 49 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в принципе допускает оказание помощи по представительству как со стороны любых юридических лиц, так и со стороны граждан, не имеющих специального образования, то есть не имеющих надлежащей квалификации.

Следствием такого регулирования становится ненадлежащее качество получаемых гражданами и организациями услуг по представительству в судах.

Нередко представитель называет себя адвокатом или юристом, не имея юридического образования, а гражданину, который нанимает такого представителя для участия в суде, такое введение в заблуждение или даже обман не всегда очевидны. Результатом становится низкое качество получаемых гражданами услуг и невозможность исправления этих недостатков в случае, если судебный акт, вынесенный при некачественном представлении интересов гражданина, вступил в силу и не может быть оспорен.

В целях обеспечения реализации права граждан на квалифицированную юридическую помощь законопроект вводит правило о том, что представителями граждан и организаций для ведения гражданских и административных дел в судах и дел в арбитражных судах вправе быть российские граждане, которые имеют высшее юридическое образование, полученное по имеющей российскую государственную аккредитацию образовательной программе, либо присвоенную в Российской Федерации ученую степень по юридической специальности, либо имеющие юридическое образование, полученное за рубежом, и сдавшие профессиональный экзамен по юридической специальности в общероссийской общественной организации граждан, которые имеют юридическое образование. Исключение составляют лица, являющиеся законными представителями.

В случае если участник спора нанимает в качестве представителя юридическое лицо, то таким представителем может быть российская организация или иностранная организация, которая аккредитована при общероссийской общественной организации, определяемой Правительством Российской Федерации.

В любом случае для непосредственного участия в судопроизводстве организации, являющиеся представителями, могут направлять только граждан, имеющих высшее юридическое образование, полученное по имеющей российскую государственную аккредитацию образовательной программе, либо присвоенную в Российской Федерации ученую степень по юридической специальности, либо имеющие юридическое образование, полученное за рубежом и сдавшие профессиональный экзамен по юридической специальности в общероссийской общественной организации граждан, которые имеют юридическое образование.

Ассоциация юристов России приводит текст ФЗ «Об осуществлении представительства сторон в судах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты» полностью:

Статья 1. Представителями граждан и организаций для ведения гражданских и административных дел в судах и дел в арбитражных судах вправе быть российские граждане, которые имеют высшее юридическое образование, полученное по имеющей российскую государственную аккредитацию образовательной программе, либо присвоенную в Российской Федерации ученую степень по юридической специальности, а также российские организации. Для непосредственного участия в судопроизводстве российские организации, являющиеся представителями, могут направлять только граждан, имеющих высшее юридическое образование, полученное по имеющей российскую государственную аккредитацию образовательной программе, либо присвоенную в Российской Федерации ученую степень по юридической специальности

Статья 2. Иностранные граждане вправе выступать представителями граждан и организаций для ведения гражданских и административных дел в судах и дел в арбитражных судах при наличии у таких иностранных граждан высшего юридического образования, полученного по имеющей российскую государственную аккредитацию образовательной программе, либо присвоенной в Российской Федерации ученой степени по юридической специальности, либо имеющие юридическое образование, полученное за рубежом и сдавшие профессиональный экзамен по юридической специальности в общероссийской общественной организации граждан, которые имеют юридическое образование.

Статья 3. Иностранные организации вправе выступать представителями граждан и организаций для ведения гражданских и административных дел в судах и дел в арбитражных судах при условии аккредитации таких иностранных организаций при общероссийской общественной организации граждан, которые имеют высшее юридическое образование, определяемой Правительством Российской Федерации. Для непосредственного участия в судопроизводстве иностранные организации, являющиеся представителями, могут направлять только граждан, имеющих высшее юридическое образование, полученное по имеющей российскую государственную аккредитацию образовательной программе, либо присвоенную в Российской Федерации ученую степень по юридической специальности, либо имеющие юридическое образование, полученное за рубежом и сдавшие профессиональный экзамен по юридической специальности в общероссийской общественной организации граждан, которые имеют юридическое образование.

Статья 4. Внести в статью 49 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 46, ст. 4532), изложив ее в следующей редакции:

«Статья 49. Лица, которые могут быть представителями в суде.

  1. Представителями в суде могут быть дееспособные граждане, имеющие высшее юридическое образование, полученное по имеющей российскую государственную аккредитацию образовательной программе, либо присвоенную в Российской Федерации ученую степень по юридической специальности, либо имеющие юридическое образование, полученное за рубежом и сдавшие профессиональный экзамен по юридической специальности в общероссийской общественной организации граждан, которые имеют юридическое образование, а также надлежащим образом оформленные полномочия на ведение дела, за исключением граждан, указанных в статье 5 l настоящего Кодекса. Граждане, указанные в статье 52 настоящего Кодекса, имеют полномочия представителей в силу закона.
  2. Представителями в суде могут быть российские организации, а также иностранные организации, имеющие аккредитацию при общероссийской общественной организации граждан, которые имеют высшее юридическое образование, определяемой Правительством Российской Федерации. Для непосредственного участия в судопроизводстве организации, являющиеся представителями, могут направлять только дееспособных граждан, имеющих высшее юридическое образование, полученное по имеющей российскую государственную аккредитацию образовательной программе, либо присвоенную в Российской Федерации ученую степень по юридической специальности, либо имеющие юридическое образование, полученное за рубежом и сдавшие профессиональный экзамен по юридической специальности в общероссийской общественной организации граждан, которые имеют юридическое образование, за исключением граждан, указанных в статье 51 настоящего Кодекса».

Статья 5. Внести в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации изменения (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 30, ст. 3012, 2005, № 14, ст. 1210), в части 3 статьи 59 заменив слова

«и иные оказывающие юридическую помощь лица» словами «дееспособные граждан е, имеющие высшее юридическое образование, полученное по имеющей российскую государственную аккредитацию образовательной программе, либо присвоенную в Российской Федерации ученую степень по юридической специальности, либо имеющие юридическое образование, полученное за рубежом и сдавшие профессиональный экзамен по юридической специальности в общероссийской общественной организации граждан, которые имеют юридическое образование, а также российские организации или иностранные организации, имеющие аккредитацию при общероссийской общественной организации граждан, которые имеют высшее юридическое образование, определяемой Правительством Российской Федерации. Для непосредственного участия в судопроизводстве организации, являющиеся представителями, могут направлять только граждан, имеющих высшее юридическое образование, полученное по имеющей российскую государственную аккредитацию образовательной программе, либо присвоенную в Российской Федерации ученую степень по юридической специальности, либо имеющие юридическое образование, полученное за рубежом и сдавшие профессиональный экзамен по юридической специальности в общероссийской общественной организации граждан, которые имеют юридическое образование».

Статья 6. Внести в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 10, ст. 1391, 2016, № 23, ст. 3293) изменения, дополнив часть 1 статьи 55 словами «Представителями в суде по административным делам могут быть российские организации, а также иностранные организации, имеющие аккредитацию при общероссийской общественной организации граждан , которые имеют высшее юридическое образование, определяемой Правительством Российской Федерации. Для непосредственного участия в судопроизводстве организации, являющиеся представителями, могут направлять только дееспособных граждан, имеющих высшее юридическое образование, полученное по имеющей российскую государственную аккредитацию образовательной программе, либо присвоенную в Российской Федерации ученую степень по юридической специальности, либо имеющие юридическое образование, полученное за рубежом и сдавшие профессиональный экзамен по юридической специальности в общероссийской общественной организации граждан, которые имеют юридическое образование, за исключением граждан, указанных в части 2 настоящей статьи».

Статья 7. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2018 года и не распространяется на участие представителей в разбирательствах, начатых до дня введения его в силу.