Управляющий партнер юридической компании «ШАГИ», первый заместитель председателя Мурманского регионального отделения Ассоциации юристов России Андрей Шарков прокомментировал законопроект Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству «Об осуществлении представительства сторон в судах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты».
«Многие развитые правопорядки устанавливают определенные требования для лиц, оказывающих юридическую помощь и прежде всего являющихся представителями сторон в суде, – отметил он. – При этом зачастую иностранные юристы либо лишены права аудиенции с судом, либо получают его после специальной процедуры. Эти нормативные положения в первую очередь ориентированы на защиту прав потребителей юридических услуг, что, безусловно, правильно с точки зрения общества и государства. Законопроект, внесенный в Государственную думу Павлом Крашениниковым, опирается на этот многолетний опыт развитых правопорядков. Также важно, что непосредственным регулятором рынка становятся сами его участники. Как видно из законопроекта, допуск иностранных юристов к литигации в Российской юрисдикции будет осуществляться после сдачи квалификационного экзамена в общероссийской общественной организации лиц, имеющих высшее юридическое образование. К таким лицам относятся адвокаты, судьи, следователи, частнопрактикующие юристы, то есть люди, непосредственно заинтересованные в развитии рынка юридических услуг».
Руководитель юридического отдела ПАО «Мурманская ТЭЦ», член Совета Мурманского регионального отделения Ассоциации юристов России Александр Тропин:
«Очевидно, что введение такого законопроекта – это продолжение государственной политики по повышению уровня предоставляемых юридических услуг, при этом не сведенное к адвокатской монополии, – сказал он. – Понятно, что законопроект пройдет дополнительную доработку в комитетах Госдумы и при его утверждении будут учтены правки экспертов, но то, что это успешный законопроект, которому скорее быть, чем не быть, сомневаться не приходится.
Во-первых, в судах общей юрисдикции и арбитражных судах в настоящее время сталкиваешься с представителями без должного образования, которые не понимают процесса и не способны работать с законами. Обидно смотреть, что сторона с очевидно выигрышной позицией заявляет неверное требование (либо в нарушение порядка) и проигрывает спор. Суд, как известно, не вправе подсказывать лицам, участвующим в деле.
Во-вторых: балаган, который устраивают стороны, не знакомые с тем же самым процессом, существенно усложняет рассмотрение дела, увеличивая нагрузку на судей и иных участников процесса, которые в меру своей компетенции обладают большим количеством клиентов и, как следствие, большим числом заседаний в день и в неделю. А к ним после подобных “выматывающих шоу” необходимо готовиться.
В-третьих: сами клиенты лишены возможности получить надлежащего качества услугу у юриста, не обладающего должным уровнем образования. Конечно, есть и исключения. Со мной в команде работает юрист со средним юридическим образованием. Ее опыт более 15 лет, и уровень профессионализма ни у кого не вызывает сомнений. Думаю, что указанный законопроект учтет наличие исключений для ряда лиц. Что касается иностранных лиц, то аккредитация иностранных юридических фирм – это вполне здравая практика, никак не ущемляющая лиц, желающих работать на российском рынке юридических услуг. Относительно выбора некоммерческой организации, в частности Ассоциации юристов России, полагаю, это вопрос для обсуждения. Как любой закон, законопроект должен быть полновесным, и Павел Крашенинников как автор этого законопроекта вправе предложить любую организацию. Уверен, что адвокатское сообщество, если бы оно выступало с таким законопроектом, предложило бы адвокатуру... В юридической среде “дует ветер перемен”, и я предпочитаю “поднимать паруса, чем строить стены”».