Оспаривание соглашений об оказании юридической помощи по причине кажущейся несоразмерности адвокатских гонораров становится серьезной проблемой для участников рынка, теряющих все больше доходов. Ситуацию могут исправить закон, легализующий «гонорары успеха», и реформа рынка оказания юридических услуг. Но закон завис в Госдуме после первого чтения. Между тем число уголовных дел против адвокатов за получение гонораров растет, они все чаще отказываются от сложных дел с участием госкомпаний, опасаясь последствий.
В первый день работы IX Петербургского международного юридического форума Федеральная палата адвокатов (ФПА) провела конференцию «Судьба гонорара». Модератором выступил президент ФПА, член Президиума Ассоциации юристов России Юрий Пилипенко. Он подчеркнул, что тема интересна не только адвокатам, но и другим юристам без соответствующего статуса, а также аудиторам, поскольку проблемы становятся «пикантными» и даже опасными и для них в том числе. «Российская адвокатура становится все более интересной правоохранительным органам»,— пояснил Юрий Пилипенко, призвав не стесняться говорить об уголовных преследованиях адвокатов за полученные от клиентов гонорары.
Участники конференции и не стеснялись. Вице-президент Адвокатской палаты города Москвы Вадим Клювгант заявил, что посягательства на гонорары адвокатов стали повсеместной «противоправной практикой» следственных органов и подтверждаются судами.
Третьи лица, не являющиеся стороной договора между адвокатом и доверителем, зачастую голословно утверждают, что помощь не оказывалась вовсе, хотя это не так, пояснил юрист. Кроме того, добавил он, игнорируются факт творческой работы адвоката, свобода договора. В итоге со стороны судов труд адвокатов оценивается как «много или мало», без учета сложности дела, затраченного времени и других обстоятельств. «В токсичной неправовой среде установленные региональными адвокатскими палатами ставки становятся опасными, так как зачастую толкуются как предельные и используются как доказательства в обвинениях против адвокатов», — рассказал адвокат.
Последствия, резюмировал Вадим Клювгант, «печальны и опасны»: «Адвокаты отказываются от ведения сложных дел, особенно с участием госкомпаний. Снижается уровень правовой защищенности. Уголовные дела против адвокатов множатся, адвокатов обвиняют в хищении денег под видом гонораров, арестовывают. В итоге — сломанные человеческие судьбы, разорение и страх». Юрист призвал законодательно легитимировать гонорар. Соответствующий закон принят в первом чтении в феврале, но с тех пор остается без движения.
Замминистра юстиции Денис Новак, курирующий реформу адвокатуры, признал опасения участников рынка обоснованными и подчеркнул, что «ставить под сомнение право на обращение к адвокату недопустимо». По словам чиновника, законопроект ждет внесения поправок правительством, затем рассмотрение документа продолжится. Его положения, уточнил Денис Новак, легализуют «гонорар успеха», но категории споров, на которые распространятся нормы, должны установить участники рынка.
Также чиновник пообещал, что решить проблему поможет концепция регулирования рынка профессиональной юридической помощи, которую готовит Минюст. В ней будут закреплены виды и формы оказания юридических услуг, определены условия правомерности включения тех или иных условий о гонорарах. Министр юстиции Александр Коновалов добавил, что реформа «назрела» и скоро стартует: «Задача — освободить рынок от противозаконных и некомпетентных консультаций, оптимизировать работу адвокатов и сделать профессию еще более привлекательной».
Президент Федеральной палаты адвокатов Германии Ульрих Весселс говорит, что в его стране есть специальный закон, регулирующий оплату труда адвокатов, и можно заранее узнать, сколько будет стоить процесс, цена зависит от суммы иска.
Для уголовных процессов границы не устанавливаются, а внесудебная юридическая помощь, где действует свобода договорных отношений, оплачивается в среднем на уровне €140–300 в час. «Гонорар успеха» в Германии не распространен, и открыто им пользоваться нельзя.
В Англии, добавила президент Юридического общества Англии и Уэльса Кристина Блэклоус, гонорары за консультации и гражданские иски до эквивалента 2 млн руб. также фиксированы. В иных случаях используются специальные коэффициенты, их размер зависит от сложности дела. «Гонорар успеха» в стране, наоборот, является повсеместной практикой. Например, по всем делам о причинении вреда здоровью адвокаты работают по принципу «нет победы — нет гонорара».
Источник: Коммерсантъ