19 июля 2017 года Государственная Дума приняла в окончательном третьем чтении проект федерального закона № 156692-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» и статьи 8 и 14 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (об уточнении оснований отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации и о присяге лица, приобретающего гражданство Российской Федерации).Как сообщил председатель Ассоциации юристов России, председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников, принятый закон уточняет основания отмены решений о приеме в гражданство Российской Федерации и вводит обязанность для лиц, приобретающих российское гражданство, приносить присягу. Кроме того, устанавливается особая процедура для граждан Украины, признанных носителями русского языка, при подаче документов для получения вида на жительство в России или приобретения гражданства Российской Федерации.«Законом устанавливается особая процедура для граждан Украины, признанных носителями русского языка, при подаче документов для получения вида на жительство в Российской Федерации или приобретения российского гражданства», – сообщил Павел Крашенинников.Иностранный гражданин, постоянно проживающий на законном основании на территории России, признанный носителем русского языка, вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке при условии, если он, в том числе, отказался от имеющегося у него гражданства иностранного государства.Также для получения иностранным гражданином, признанным носителем русского языка, вида на жительство в Российской Федерации требуется предоставление документа полномочного органа иностранного государства, подтверждающего обращение иностранного гражданина с заявлением об отказе от имеющегося у него гражданства данного государства.«Однако в настоящее время у граждан Украины, желающих отказаться от гражданства этой страны и приобрести гражданство России либо получить вид на жительство в Российской Федерации, возникают сложности с получением необходимых документов в полномочных органах Украины, подтверждающих их обращение с заявлением об отказе от имеющегося украинского гражданства. Это влечет за собой трудности для таких лиц в получении вида на жительство или приобретении гражданства России. Предложенная поправка направлена на решение вышеуказанного вопроса», – сообщил Павел Крашенинников.Устанавливается, что для приобретения гражданства России лицом, постоянно проживающим на законном основании на территории Российской Федерации, признанным носителем русского языка, отказ от имеющегося у него гражданства Украины осуществляется путем направления им заявления об отказе от украинского гражданства в полномочный орган данного государства.«Документом, подтверждающим его отказ от гражданства Украины, будет являться нотариально заверенная копия заявления об отказе от украинского гражданства», – сказал Павел Крашенинников, отметив, что при подаче заявления о выдаче вида на жительство гражданином Украины, признанным носителем русского языка, должна быть предоставлена нотариально заверенная копия заявления об отказе от имеющегося у него гражданства Украины, направленного в полномочный орган данного государства.Кроме того, вносится изменение, позволяющее таким гражданам, которые получили гражданство Российской Федерации, но при этом имеют одновременно гражданство иностранного государства, которое не прекращено по независящим от них причинам, занимать (замещать) государственные и муниципальные должности. Уточняется, что это будет возможно только при условии, что они добровольно оформили письменный отказ от иностранного гражданства и передали имеющиеся у них основные документы иностранного государства, удостоверяющие личность, в соответствующий орган миграции.«Принятые изменения позволят урегулировать правовой статус сотен тысяч граждан Украины, желающих получить вид на жительство в России или стать россиянами со всеми правами гражданина Российской Федерации, но имеющих сложности с предоставлением доказательств отказа от украинского гражданства по независящим от них причинам. Теперь будет достаточно предоставить нотариально заверенную копию заявления, направленного в МИД Украины, об отказе от украинского гражданства», – сообщил Павел Крашенинников.Для иностранных граждан и лиц без гражданства, желающих получить гражданство Российской Федерации, установлен ряд требований в соответствии с законодательством. «Одно из них – обязанность соблюдать Конституцию и законодательство Российской Федерации. При этом решение о приобретении российского гражданства подлежит отмене, если заявителем были предоставлены подложные документы или заведомо ложные сведения, что должно подтверждаться в судебном порядке», – напомнил Павел Крашенинников.Принятый закон устанавливает, что если целью получения гражданства была деятельность, представляющая угрозу основам конституционного строя Российской Федерации и если лицо нарушило обязанность соблюдать российское законодательство, совершив преступление террористической или экстремистской направленности, то это понимается как представление заведомо ложных сведений в отношении вышеупомянутой обязанности. «Вступивший в силу приговор суда за указанные преступления будет являться основанием для отмены решения о предоставлении гражданства Российской Федерации», – сообщил Павел Крашенинников, добавив, что поправками ко второму чтению было уточнено, что в таком случае отмена решения о приеме в гражданство Российской Федерации не будет распространяться на детей и супруга преступника, получивших гражданство вместе с ним, если они не являлись соучастниками преступления.Другим важным положением законопроекта является то, что ответственность последует не только за совершение преступления, но и за приготовление к преступлению или покушение на преступление.Речь идет о следующих деяниях:- совершение террористического акта, международного террористического акта;- содействие террористической деятельности или публичные призывы в СМИ, сети «Интернет» к ее осуществлению;- организация и участие в террористическом сообществе, террористической организации;- прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности;- захват заложников; угон воздушного, водного судна или поезда, сопряженные с террористической деятельностью;- организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем; диверсия;- организация деятельности экстремистской организации, сообщества; финансирование экстремистской деятельности.Также сюда относятся следующие преступные деяния, если их совершение сопряжено с осуществлением террористической деятельности:- посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля;- насильственный захват или удержание власти;- вооруженный мятеж;- нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой.«Предлагаемые изменения позволят обеспечить дополнительные меры по защите граждан от терроризма, ограждая общество от лиц, стремящихся получить российское гражданство в целях осуществления противоправной, террористической деятельности. Что особенно актуально, поскольку терроризм является одной из наиболее опасных проблем, с которыми сталкивается современный мир», – заявил Павел Крашенинников.При этом законом вводится обязанность для лиц, приобретающих гражданство Российской Федерации, приносить следующую присягу:«Я, (фамилия, имя, отчество), добровольно и осознанно принимая гражданство Российской Федерации, клянусь:соблюдать Конституцию и законодательство Российской Федерации, права и свободы ее граждан;исполнять обязанности гражданина Российской Федерации на благо государства и общества;защищать свободу и независимость Российской Федерации;быть верным России, уважать ее культуру, историю и традиции».«Принесение присяги является обязательным при приобретении лицом гражданства Российской Федерации. Отказ от принесения присяги будет являться основанием отмены решения о приеме в гражданство Российской Федерации», – отметил Павел Крашенинников.От принесения присяги будут освобождены лица, не достигшие 18 лет; признанные недееспособными или ограниченные в дееспособности вступившим в законную силу решением суда; неспособные вследствие ограниченных возможностей здоровья прочитать или произнести текст присяги и (или) собственноручно его подписать; а также иные лица в соответствии с решениями Президента России.Присяга будет приноситься после принятия полномочным органом, ведающим делами о гражданстве Российской Федерации, решения о приобретении лицом российского гражданства и в соответствии с порядком, который будет устанавливаться Президентом России.Вступление в силу вышеуказанных изменений устанавливается с 1 сентября 2017 года.Кроме того, сегодня Государственная Дума приняла в третьем, окончательном, чтении проект федерального закона № 195444-7 «О внесении изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации» (в части установления ответственности за незаконные выдачу и получение избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме).Как сообщил Павел Крашенинников, законопроектом устанавливается уголовная ответственность за так называемые избирательные карусели при голосовании на выборах (референдуме) – незаконные выдачу и получение избирательного бюллетеня (бюллетеня для голосования на референдуме).Устанавливается, что за выдачу членом избирательной комиссии гражданину избирательных бюллетеней для голосования вместо других избирателей (или для голосования более двух раз в ходе голосования) либо за выдачу заполненных избирательных бюллетеней предусмотрена уголовная ответственность с наказанием в виде штрафа от 200 тыс. до 500 тыс. рублей или в размере заработной платы (или иного дохода осужденного за период от 18 месяцев до 3 лет), либо в виде принудительных работ на срок до 4-х лет, либо максимальное наказание – лишение свободы на срок до 4-х лет.За получение гражданином бюллетеней для участия в голосовании вместо других избирателей или для участия более двух раз в голосовании предусмотрено наказание в виде штрафа от 100 тыс. до 300 тыс. рублей или в размере заработной платы (или иного дохода осужденного за период от 1-го года до 2-х лет), либо в виде принудительных работ на срок до 3-х лет, либо максимальное – лишение свободы на срок до 3-х лет.«Законопроект направлен на повышение честности и прозрачности выборного процесса, борьбу с фальсификациями. Введение уголовной ответственности за указанные правонарушения является необходимой мерой. «Избирательные карусели» – это мошенничество, последствия которого, в зависимости от уровня выборов, могут влиять на жизнь каждого гражданина страны, нарушая их конституционные права. Поэтому бороться с такими общественно опасными деяниями следует самым кардинальным образом», – заявил Павел Крашенинников.Также Государственная Дума приняла в третьем чтении проект федерального закона № 1134278-6 «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» (о совершенствовании процедуры рассмотрения гражданских дел).«Зачастую рассмотрение судебных споров по гражданским делам излишне затягивается и оборачивается для сторон большими расходами, поскольку гражданское процессуальное законодательство, в отличие от арбитражного и уголовного, предусматривает непрерывность судопроизводства. Законопроект исключает принцип непрерывности судебного разбирательства из гражданского процессуального законодательства, что будет способствовать более своевременному рассмотрению гражданских дел. При этом предусматривается, что разбирательство дела после его отложения начинается с того момента, с которого оно было отложено. Повторное рассмотрение доказательств, исследованных до отложения судебного разбирательства, не производится. Такое изменение позволит принимать судам законные решения в разумные, более короткие сроки», – сказал Павел Крашенинников.Кроме того, законопроектом предусматривается совершенствование порядка кассационного производства в судебных коллегиях Верховного Суда РФ. «Разрешение вопроса о восстановлении пропущенного срока на подачу кассационной жалобы, представления по делам, рассматриваемым Верховным Судом, предлагается отнести к компетенции непосредственно судьи Верховного Суда. Предлагается ввести дополнения, которые регламентируют порядок рассмотрения судьей Верховного Суда данного вопроса. Кроме того, устанавливается, что председатель и заместитель председателя Верховного Суда вправе не согласиться с определением судьи Верховного Суда и вынести определение об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи кассационных жалоб, представления или о его восстановлении», – сообщил Павел Крашенинников.Аналогичный механизм восстановления пропущенного процессуального срока предлагается установить и при подаче надзорных жалоб, представлений в Верховный Суд.«Законопроект направлен на совершенствование судебного производства по гражданским делам, сокращение временных затрат при рассмотрении гражданских дел и повышение эффективности правосудия. Предлагаемые изменения позволят избавить граждан – участников гражданских судебных споров – от нерациональных длительных и многоступенчатых процедур при обращении в целях восстановления пропущенного процессуального срока на подачу кассационной жалобы», – заявил Павел Крашенинников.Также сегодня Государственная Дума приняла во втором чтении проект федерального закона № 163832-7 «О внесении изменений в статьи 2 и 16 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и статьи 4 и 5 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».В частности, предлагается наделить законодательные (представительные) органы государственной власти в регионах полномочиями заслушивать на своих заседаниях информацию о деятельности территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, таких как управление МВД, ФСПП, ФАС, Росреестра, Росприроднадзора и других, в соответствующих субъектах Российской Федерации.«В России действует единая система исполнительной власти, состоящая из федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ. При этом единого механизма информирования региональных властей о деятельности территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти в субъектах РФ в настоящее время нет. Законопроектом предлагается установить, что по приглашению законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации руководитель территориального органа федеральной исполнительной власти в соответствующем субъекте выступает на заседаниях и отвечает на вопросы о деятельности руководимого им органа», – сообщил Павел Крашенинников.В соответствии с поправками, рекомендованными Комитетом к принятию, в случае невозможности присутствия приглашенного руководителя на данном заседании, он должен не позднее чем за одень день до дня проведения заседания уведомить приглашающую сторону о причинах отсутствия и указать должностное лицо, которое сможет прибыть вместо него и ответить на поставленные вопросы. В этом случае приглашающий законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ либо согласовывает выступление на заседании предложенного должностного лица, либо согласовывает с приглашенным руководителем ведомства возможность его выступления на другом заседании.«Предлагаемый механизм будет способствовать улучшению взаимодействия между различными ветвями государственной власти в субъектах Российской Федерации в целях более полной защиты прав и свобод граждан. Предоставление актуальной и достоверной информации о социально-экономическом положении в субъектах РФ в соответствующие законодательные органы власти позволит вносить необходимые и своевременные изменения в региональное законодательство, принимать более выверенные решения. Кроме того, такая форма обратной связи с «федералами» позволит гражданам быть в курсе происходящих процессов и изменений, будет являться дополнительной формой отчета исполнительной власти перед населением конкретного региона. Более активное взаимодействие региональной власти и территориальных представительств федеральной власти будет способствовать повышению эффективности их работы с учетом специфики каждого региона», – заявил Павел Крашенинников.Кроме того, законопроектом вносятся нормы, уточняющие взаимодействие членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы с государственными органами Российской Федерации.В настоящее время члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы наделены правом на прием в первоочередном порядке по вопросам своей деятельности руководителями и другими должностными лицами федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от форм собственности, лицами начальствующего состава Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований.Законопроектом дополняется этот перечень иными государственными и муниципальными органами. К таковым относятся, например, Счетная палата РФ, Следственный Комитет РФ, Генеральная прокуратура, ЦИК и другие. Кроме того, в 28824,Глава Аппарата АЮР прокомментировал для «Россия 24» дело об оскорблении чувств верующих,Житель Санкт-Петербурга Евгений Салтыков