18 июля 2017 года Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству рекомендовал принять в третьем окончательном чтении проект федерального закона № 195444-7 «О внесении изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации» (в части установления ответственности за незаконные выдачу и получение избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме).Как сообщил один из авторов проекта – председатель Ассоциации юристов России, председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников, законопроектом устанавливается уголовная ответственность за так называемые избирательные карусели при голосовании на выборах (референдуме) – незаконные выдачу и получение избирательного бюллетеня (бюллетеня для голосования на референдуме).Так, за выдачу членом избирательной комиссии гражданину избирательных бюллетеней для голосования вместо других избирателей или для голосования более двух раз в ходе голосования, либо за выдачу заполненных избирательных бюллетеней устанавливается уголовная ответственность с максимальным наказанием в виде лишения свободы на срок до четырех лет.За получение гражданином бюллетеней для участия в голосовании вместо других избирателей или для участия более двух раз в голосовании предусматривается максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до четырех лет.В случае если вышеуказанные деяния совершены группой лиц по предварительному сговору, грозит лишение свободы на срок до пяти лет.Такие же санкции устанавливаются за подобные нарушения в ходе голосования на референдуме.«Законопроект направлен на повышение честности и прозрачности выборного процесса, борьбу с фальсификациями. Введение уголовной ответственности за указанные правонарушения является необходимой мерой. «Избирательные карусели» – это мошенничество, последствия которого, в зависимости от уровня выборов, могут влиять на жизнь каждого гражданина страны, нарушая их конституционные права. Поэтому бороться с такими общественно опасными деяниями следует самым кардинальным образом», – заявил Павел Крашенинников.Кроме того, сегодня Комитет рекомендовал принять в окончательном третьем чтении проект федерального закона № 801269-6 «О внесении изменений в части первую, вторую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации» (в части совершенствования наследственного права).Автор проекта Павел Крашенинников сообщил, в частности, что важные изменения законопроекта заключаются в возможности создания наследственного фонда, расширении полномочий назначаемого в завещании душеприказчика, а также в том, что завещателю дается право назначить своим душеприказчиком не только гражданина, но и юридическое лицо.Душеприказчики и доверительные управляющие, назначаемые нотариусами для управления наследственной массой, будут обязаны подчиняться распоряжениям, которые наследодатель сможет дополнительно указать в завещании.«Например, душеприказчик будет обязан голосовать на общем собрании общества с ограниченной ответственностью, в число учредителей которого входил наследодатель, в соответствии с инструкциями, содержащимися в завещании», – отметил Павел Крашенинников, добавив, что положения о доверительном управлении наследственной массой конкретизируются, указывается, кто может быть назначен управляющим, каковы его обязанности (он должен обеспечить не только сохранение имущества, но и по возможности увеличение его стоимости), вводится правило о контроле за доверительным управляющим.Помимо этого, законопроект содержит уточнение правил о завещательном возложении. Сейчас завещатель может предусмотреть возложение на наследника только действий, направленных на достижение общеполезной цели. Это правило толкуется на практике ограничительно – признаются лишь указания о передаче книг библиотекам, о передаче архивов музеям и пр.«В проекте предусматривается, что завещатель может обязать наследников выполнять также иные обязанности, направленные на осуществление любой иной не противоречащей закону цели, в том числе осуществить погребение наследодателя в соответствии с его волей», – пояснил Павел Крашенинников.Вступление в силу указанных изменений предлагается установить с 1 сентября 2018 года.Также сегодня Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству рекомендовал принять в третьем чтении проект федерального закона № 1134278-6 «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» (о совершенствовании процедуры рассмотрения гражданских дел), внесенный Верховным Судом Российской Федерации.Как пояснил Павел Крашенинников, законопроект направлен на совершенствование процедуры рассмотрения гражданских дел в судах.«Зачастую рассмотрение судебных споров по гражданским делам излишне затягивается и оборачивается для сторон большими расходами, поскольку гражданское процессуальное законодательство, в отличие от арбитражного и уголовного, предусматривает непрерывность судопроизводства. Законопроект исключает принцип непрерывности судебного разбирательства из гражданского процессуального законодательства, что будет способствовать более своевременному рассмотрению гражданских дел. При этом предусматривается, что разбирательство дела после его отложения начинается с того момента, с которого оно было отложено. Повторное рассмотрение доказательств, исследованных до отложения судебного разбирательства, не производится. Такое изменение позволит принимать судам законные решения в разумные, более короткие сроки», – сказал Павел Крашенинников.Также законопроектом предусматривается совершенствование порядка кассационного производства в судебных коллегиях Верховного Суда РФ. «Разрешение вопроса о восстановлении пропущенного срока на подачу кассационной жалобы, представления по делам, рассматриваемым Верховным Судом, предлагается отнести к компетенции непосредственно судьи Верховного Суда. Предлагается ввести дополнения, которые регламентируют порядок рассмотрения судьей Верховного Суда данного вопроса. Кроме того, устанавливается, что председатель и заместитель председателя Верховного Суда вправе не согласиться с определением судьи Верховного Суда и вынести определение об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи кассационных жалоб, представления или о его восстановлении», – сообщил Павел Крашенинников.Аналогичный механизм восстановления пропущенного процессуального срока предлагается установить и при подаче надзорных жалоб, представлений в Верховный Суд.«Законопроект направлен на совершенствование судебного производства по гражданским делам, сокращение временных затрат при рассмотрении гражданских дел и повышение эффективности правосудия. Предлагаемые изменения позволят избавить граждан – участников гражданских судебных споров – от нерациональных длительных и многоступенчатых процедур при обращении в целях восстановления пропущенного процессуального срока на подачу кассационной жалобы», – заявил Павел Крашенинников.