11 июля 2017 года Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству рассмотрел ряд законопроектов.В частности, рекомендовал принять во втором чтении проект федерального закона № 163832-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».Как сообщил один из авторов проекта – председатель Ассоциации юристов России, председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников, законопроект направлен на совершенствование взаимодействия между органами государственной власти.Предлагается наделить законодательные (представительные) органы государственной власти в регионах полномочиями заслушивать на своих заседаниях информацию о деятельности территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, таких как управление МВД, ФСПП, ФАС, Росреестра, Росприроднадзора и других, в соответствующих субъектах Российской Федерации.«В России действует единая система исполнительной власти, состоящая из федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ. При этом единого механизма информирования региональных властей о деятельности территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти в субъектах РФ в настоящее время нет. Законопроектом предлагается установить, что по приглашению законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации руководитель территориального органа федеральной исполнительной власти в соответствующем субъекте выступает на заседаниях и отвечает на вопросы о деятельности руководимого им органа», – сообщил Павел Крашенинников.В соответствии с поправками, рекомендованными Комитетом к принятию, в случае невозможности присутствия приглашенного руководителя на данном заседании, он должен не позднее чем за одень день до дня проведения заседания уведомить приглашающую сторону о причинах отсутствия и указать должностное лицо, которое сможет прибыть вместо него и ответить на поставленные вопросы. В этом случае приглашающий законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ либо согласовывает выступление на заседании предложенного должностного лица, либо согласовывает с приглашенным руководителем ведомства возможность его выступления на другом заседании.«Предлагаемый механизм будет способствовать улучшению взаимодействия между различными ветвями государственной власти в субъектах Российской Федерации в целях более полной защиты прав и свобод граждан. Предоставление актуальной и достоверной информации о социально-экономическом положении в субъектах РФ в соответствующие законодательные органы власти позволит вносить необходимые и своевременные изменения в региональное законодательство, принимать более выверенные решения. Кроме того, такая форма обратной связи с «федералами» позволит гражданам быть в курсе происходящих процессов и изменений, будет являться дополнительной формой отчета исполнительной власти перед населением конкретного региона. Более активное взаимодействие региональной власти и территориальных представительств федеральной власти будет способствовать повышению эффективности их работы с учетом специфики каждого региона», – заявил Павел Крашенинников.Кроме того, законопроектом вносятся нормы, уточняющие взаимодействие членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы с государственными органами Российской Федерации.В настоящее время члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы наделены правом на прием в первоочередном порядке по вопросам своей деятельности руководителями и другими должностными лицами федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от форм собственности, лицами начальствующего состава Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований.Законопроектом дополняется этот перечень иными государственными и муниципальными органами. К таковым относятся, например, Счетная палата РФ, Следственный Комитет РФ, Генеральная прокуратура, ЦИК и другие. Кроме того, вносится уточнение, что в отношении Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований речь идет о праве на первоочередной прием руководителями и другими должностными лицами органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований.Предлагаемые изменения направлены на повышение эффективности деятельности депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации при работе с обращениями граждан и отстаивании интересов жителей региона, который они представляют, – сообщил Павел Крашенинников.Комитет также рассмотрел поправки и рекомендовал принять во втором чтении проект федерального закона № 801269-6 «О внесении изменений в части первую, вторую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации» (в части совершенствования наследственного права).Автор законопроекта Павел Крашенинников сообщил, что проект позволит расширить возможности граждан по вопросам распоряжения их имуществом после смерти и предусматривает введение новой для российского права конструкции – наследственного фонда. В настоящее время такая конструкция в том или ином виде присутствует в праве многих государств.«Предусматривается, что наследственный фонд будет действовать после смерти гражданина-наследодателя. Решение о его учреждении принимается гражданином при составлении завещания. Такое решение должно содержать сведения об учреждении наследственного фонда, об утверждении устава наследственного фонда, о порядке, размере, способах и сроках образования имущества наследственного фонда, а также о лицах, назначаемых в состав органов этого фонда, или о порядке определения таких лиц», – сообщил Павел Крашенинников.После смерти гражданина нотариус, ведущий наследственное дело, направляет в уполномоченный государственный орган заявление о государственной регистрации наследственного фонда с указанием имени физического лица или наименования юридического лица (лиц), выполняющего функции единоличного исполнительного органа данного фонда. «Нотариус обязан направить такое заявление в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней со дня, когда ему стало известно о смерти гражданина, который предусмотрел в своем завещании создание наследственного фонда», – сказал Павел Крашенинников, добавив, что управление фондом должно осуществляться бессрочно или в течение определенного срока в соответствии с условиями, указанными в уставе фонда или ином внутреннем документе.«Условия управления фондом не могут быть изменены после смерти гражданина, являвшегося учредителем фонда. Имущество фонда формируется путем передачи имущества в порядке наследования при создании фонда и в ходе осуществления фондом своей деятельности, а также за счет доходов от управления имуществом фонда. Условия управления фондом, указанные в уставе или ином внутреннем документе фонда, могут включать в себя положения о передаче определенным третьим лицам (выгодоприобретателям) или отдельным категориям лиц из неопределенного круга лиц всего или части имущества фонда. В том числе при наступлении обстоятельств, относительно которых неизвестно, наступят они или нет», – сообщил Павел Крашенинников.Также условиями управления фондом может быть предусмотрено, что выгодоприобретатели или отдельные категории лиц, которым подлежит передаче имущество фонда, определяются органами управления фондом в соответствии с условиями управления фондом.Как отметил Павел Крашенинников, наследственные фонды – это важный инструмент для наследования, сохранения и развития бизнеса. Они будут востребованы предпринимательским сообществом. Кроме того, введение такого института в российском праве может быть, в том числе, своего рода антиофшорной мерой. Ведь в настоящее время возможность учреждать наследственные фонды или трасты есть во многих странах мира и зачастую российские предприниматели вынуждены переводить свой бизнес в офшорные зоны, чтобы учредить такой траст или фонд для решения вопросов по распоряжению активами после смерти.Наиболее известным примером наследственных фондов за рубежом является фонд Альфреда Нобеля, из которого выплачиваются знаменитые нобелевские премии. Другой пример – фонд Роберта Боша, созданный основателем немецкого концерна Bosch, финансируемый за счет дивидендов от акций концерна и предоставляющий гранты в образовании, медицине и культуре.Необходимость введения в российском наследственном праве указанной новеллы вызвана развитием экономических отношений, а также все большим вовлечением российских граждан в предпринимательские отношения, требующие особых правил управления имуществом после смерти его владельцев. «Новый наследственный институт расширит возможности наследодателей в вопросах распоряжения своим имуществом, а также будет способствовать повышению привлекательности российской юрисдикции», – заявил Павел Крашенинников.Вступление в силу указанных изменений предлагается установить с 1 сентября 2018 года.Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству рассмотрел также поправки и рекомендовал принять во втором чтении проект федерального закона № 87981-7 «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации» (об уточнении условий осуществления предпринимательской деятельности).Как сообщил один из авторов проекта – председатель Комитета Павел Крашенинников, проект направлен на определение правового статуса самозанятых граждан, в частности, в целях исключения возможности признания их деятельности незаконным предпринимательством.К самозанятым гражданам принято относить лиц, оказывающих некоторые виды услуг физическим лицам, без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Это могут быть услуги няни, сиделки, репетитора, бытовые услуги, услуги водителя, фотографа, переводчика и другие.«Сейчас Гражданским кодексом предусмотрено, что осуществлять деятельность в целях получения прибыли могут только юридические лица или физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. То есть и репетитор, и нянечка, и частный извозчик при наличии других признаков предпринимательской деятельности (самостоятельная, осуществляемая на свой риск, направленная на систематическое получение прибыли) обязаны регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, что влечет за собой выполнение различных требований законодательства», – пояснил Павел Крашенинников.Кроме того, если такая деятельность не зарегистрирована должным образом либо осуществляется без обязательной лицензии, то она может подпадать под статью 171 Уголовного кодекса РФ «Незаконная предпринимательская деятельность».«Законопроектом предлагается внести изменения в Гражданский кодекс, которые позволят предусмотреть возможность для граждан осуществлять отдельные виды предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. При этом точный перечень видов деятельности будет определяться Правительством», – сообщил Павел Крашенинников.Принятие законопроекта станет правовой основной для исполнения поручения Президента РФ об исключении любой возможности признания деятельности самозанятых граждан незаконным предпринимательством и позволит внести необходимые для этого изменения в другие законодательные акты РФ (такие как закон о занятости, о государственной регистрации юридических лиц, Налоговый кодекс и др.).«Предлагаемые изменения позволят сделать деятельность миллионов самозанятых граждан нашей страны законной, без необходимости сбора и подачи множества различных документов, дадут возможность им «выйти из тени» и не считаться нарушителем или преступником», – заявил Павел Крашенинников.Комитет также рекомендовал принять в первом чтении проект федерального закона № 42640-7 «О внесении изменения в статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статью 127 Семейного кодекса Российской Федерации» (о документах, прилагаемых к заявлению об усыновлении).Как сообщил председатель Комитета Павел Крашенинников, законопроект внесен Законодательным собранием Ямало-Ненецкого автономного округа и направлен на установление возможности усыновления детей, оставшихся без попечения родителей, представителями коренных малочисленных народов Российской Федерации.«По действующему законодательству усыновителями детей, оставшихся без попечения родителей, не могут быть лица, не имеющие постоянного места жительства. Соответствующий документ, подтверждающий право пользования жилым помещением или право собственности на жилое помещение, входит в перечень документов, прилагаемых к заявлению об усыновлении ребенка», – пояснил Павел Крашенинников.Вместе с тем исторический уклад жизни коренных малочисленных народов Севера, ведущих кочевой или полукочевой образ жизни, не предполагает наличия места постоянного или преимущественного проживания. Лица, относящиеся к коренным малочисленным народам, могут не иметь постоянного места жительства, а традиционное для них жилище – чум по действующему законодательству не относится к жилым помещениям. В этой связи у представителей коренных малочисленных народов Российской Федерации фактически отсутствует возможность усыновления детей. При этом Семейным кодексом установлено, что при устройстве ребенка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании. В Ямало-Ненецком автономном округе более 60 % детей, состоящих на учете в органах опеки и попечительства, принадлежат к коренным малочисленным народам Севера. Зачастую родственники этих детей, ведущие кочевой и (или) полукочевой образ жизни, готовы их усыновить, но по действующему законодательству не имеют такой возможности. Хотя несомненно, что именно такая перспектива усыновления была бы наиболее предпочтительна для детей.«Законопроектом предлагается внести изменения, предоставляющие возможность усыновлять детей лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Российской Федерации, ведущим кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющим места, где они постоянно или преимущественно проживают. Несмотря на то, что указанные лица могут не иметь постоянного места жительства. Кроме того, из перечня необходимых документов, предоставляемых такими гражданами вместе с заявлением об усыновлении ребенка из числа лиц, относящихся к коренному малочисленному народу Российской Федерации, исключается документ, подтверждающий право пользования жилым помещением или право собственности на жилое помещение. Вместо него предлагается включить документ, подтверждающий ведение гражданином кочевого и (или) полукочевого образа жизни, выданный органом местного самоуправления соответствующего муниципального района», – сообщил Павел Крашенинников.Внесение предлагаемых изменений будет способствовать укреплению института семьи, обеспечению дополнительных возможностей для воспитания детей в семье. «В частности, позволит представителям коренных малочисленных народов России, ведущим кочевой образ жизни, усыновлять детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе детей родственников, и воспитывать их в соответствии с традиционными для таких народов культурой, верованиями, обычаями, в рамках традиционного уклада жизни», – заявил Павел Крашенинников.