Новости

В Госдуме рассмотрен ряд поправок к законопроектам

4 июля 2017 года Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству рассмотрел ряд поправок к законопроектам.В частности, Комитет рекомендовал принять в первом чтении проект федерального закона № 195444-7 «О внесении изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации» (в части установления ответственности за незаконные выдачу и получение избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме).Как сообщил один из авторов проекта – председатель Ассоциации юристов России, председатель Комитета Павел Крашенинников, законопроектом устанавливается уголовная ответственность за так называемые «карусели» при голосовании на выборах (референдуме) – незаконные выдачу и получение избирательного бюллетеня (бюллетеня для голосования на референдуме).Согласно законопроекту за выдачу членом избирательной комиссии гражданину избирательных бюллетеней для голосования вместо других избирателей или для голосования более двух раз в ходе голосования, либо за выдачу заполненных избирательных бюллетеней устанавливается уголовная ответственность с наказанием в виде штрафа от 100 тыс. до 300 тыс. рублей, либо принудительных работ на срок до четырех лет, либо максимальное – в виде лишения свободы на срок до четырех лет.За получение гражданином бюллетеней для участия в голосовании вместо других избирателей или для участия более двух раз в голосования предусматривается наказание в виде штрафа от 200 тыс. до 500 тыс. рублей, либо принудительных работ на срок до четырех лет, либо максимальное – лишение свободы на срок до четырех лет.В случае если вышеуказанные деяния совершены группой лиц по предварительному сговору, организованной группой, то грозит штраф от 100 тыс. до 300 тыс. рублей либо принудительные работы на срок до пяти лет, либо лишение свободы на срок до пяти лет.Такие же санкции устанавливается за подобные нарушения в ходе голосования на референдуме.«Законопроект направлен на повышение честности и прозрачности выборного процесса, борьбу с фальсификациями. Введение уголовной ответственности за указанные правонарушения является необходимой мерой. «Избирательные карусели» – это мошенничество, последствия которого, в зависимости от уровня выборов, могут влиять на жизнь каждого гражданина страны, нарушая их конституционные права. Поэтому бороться с такими общественно опасными деяниями следует самым кардинальным образом», – заявил Павел Крашенинников.Комитет также рассмотрел и рекомендовал принять во втором чтении проект федерального закона № 3171-7 «О внесении изменений в статьи 65 и 67 Федерального закона «Об исполнительном производстве» (в части совершенствования порядка отмены временного ограничения на выезд должника из Российской Федерации).Как сообщил Павел Крашенинников, законопроектом вводится механизм, позволяющий в максимально короткие сроки отменять ограничение на выезд за рубеж должников после оплаты ими заложенности по исполнительному документу, а также увеличивается сумма такой задолженности, при наличии которой судебный пристав-исполнитель может запретить гражданину выезд из страны.В настоящее время эта сумма составляет более 10 тыс. рублей. По последним данным более 2 млн человек не могут выехать за рубеж ввиду непогашенной задолженности по исполнительному документу, что особенно остро проявляется в летний сезон (период отпусков). При этом зачастую должники узнают о наличии запрета на выезд из страны накануне отъезда или уже на пограничном контроле. Например, в аэропорту, когда куплены билеты, забронированы гостиницы, произведены другие расходы. В таких случаях, как правило, неуплата ими задолженности не является уклонением, но имеет серьезные последствия.«В этой связи законопроектом предлагается увеличить пороговую сумму задолженности до 30 тыс. рублей. Однако это увеличение не коснется требований о взыскании алиментов, о возмещении вреда здоровью, вреда в связи со смертью кормильца, а также морального и (или) имущественного вреда, причиненного преступлением. Для этих требований пороговая сумма останется прежней – более 10 тыс. рублей, в целях особой защиты прав наиболее социально уязвимых категорий взыскателей», – отметил Павел Крашенинников.При этом по всем остальным категориям требований «в случае уклонения от уплаты задолженности в течение более двух месяцев пороговая сумма по истечении этого периода снизится и будет также составлять более 10 тыс. рублей», сообщил Павел Крашенинников.«Вместе с тем, по действующему законодательству, снятие запрета на выезд из страны должника после уплаты им заложенности занимает длительное время. Решение об отмене запрета принимает только тот судебный пристав-исполнитель, который его установил в рамках исполнительного производства, которое он ведет. При этом процедура получения и проверки приставом информации о том, что задолженность была погашена, является длительной. В результате этого многие граждане, оплатившие долг, сразу не могут выехать из страны, что нарушает их планы, срывает служебные и семейные дела, командировки, отдых, лечение», – отметил Павел Крашенинников.Законопроектом вводится механизм, позволяющий в максимально короткие сроки отменять ограничение на выезд за рубеж должников после исполнения ими требований исполнительных документов, в том числе после оплаты задолженности.Предлагается предоставить функции по снятию запрета на выезд должников, оплативших задолженность, судебным приставам-исполнителям Центрального аппарата Федеральной службы судебных приставов. Они должны будут не позднее одного дня, следующего за днем размещения в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах информации об уплате лицом задолженности по исполнительному документу, вынести постановление о снятии ограничения на выезд. «Постановление будет выноситься в форме электронного документа. Обмен документами между судебными приставами и органом государственной власти, осуществляющими пограничный контроль, также будет производиться в электронной форме, что существенно ускорит процесс снятия временного ограничения на выезд из страны», – заявил Павел Крашенинников.Кроме того, судебному приставу-исполнителю, который ведет исполнительное производство, также предлагается установить срок в один день для вынесения постановления о снятии ограничения на выезд должника после исполнения им требований исполнительного документа или возникновения иных оснований для снятия ограничения (отмена судебного решения, отзыв требований взыскателем и проч.).«В случае принятия законопроекта новые положения вступят в силу с 1 октября 2017 года и могут применяться даже к тем ограничениям на выезд, которые были установлены в отношении должников еще до вступления в силу закона, – сообщил Павел Крашенинников. – Предлагаемые изменения позволят максимально ускорить и упростить процедуру снятия ограничения на выезд из страны тем, кто добросовестно оплатил задолженность, и сделают этот механизм соразмерным нарушениям».Комитет также рекомендовал принять во втором чтении проект федерального закона № 47538-6/10 «О внесении изменений в части первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части финансовых сделок).Павел Крашенинников отметил, что работа над поправками к законопроекту велась на протяжении пяти лет.В первом чтении проект был принят в 2012 году и являлся частью масштабного президентского законопроекта, направленного на развитие и модернизацию Гражданского кодекса, его приближение к соответствующим международным нормам и введение дополнительных способов защиты прав и законных интересов граждан. «Ввиду масштабности изменений, предлагаемых проектом, отдельные его положения в дальнейшем рассматривались Государственной Думой в качестве самостоятельных законопроектов, большинство из которых в настоящее время приняты и успешно введены в действие», – напомнил Павел Крашенинников.Длительная и кропотливая работа над поправками к законопроекту о финансовых сделках сопровождалась многократными обсуждениями с профессиональным сообществом – как в предыдущем созыве Государственной Думы, так и в нынешнем. «Столь тщательный подход обусловлен высокой значимостью и существенным объемом предлагаемых изменений и нововведений. Они касаются положений Гражданского кодекса по договору займа, кредитному договору, договору финансирования под уступку денежного требования, договору банковского вклада, банковского счета, положений о расчетах», – сообщил Павел Крашенинников.Законопроектом предусматриваются следующие изменения.- вводится дифференцированное регулирование займа в зависимости от субъектного состава и цели займа, устанавливая особую защиту интересов граждан. Станет возможным досрочный возврат гражданином суммы займа полностью или частично, без согласия кредитора;- закон о потребительском кредите будет иметь приоритет в регулировании для граждан. Проценты по договору займа по умолчанию будут равны ключевой ставке Центрального банка. Проценты по договору займа или по договору кредита могут быть фиксированными или плавающими;- ростовщические проценты в договорах с участием граждан могут быть уменьшены судом, отметил Павел Крашенинников;- в случае предоставления кредита гражданину в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, действуют ограничения банковских комиссий, предусмотренных законом о потребительском кредите (займе);- предусмотрено, что кредит может использоваться должником полностью или частично для исполнения обязательств по ранее предоставленному тем же кредитором кредиту. При этом предусмотрен механизм автоматического погашения предыдущего кредита без зачисления нового на счет заемщика;- договор финансирования под уступку денежного требования более не охватывает собой все случаи возмездной уступки, проект допускает также иные договоры, содержащие условие об уступке денежных требований взамен предоставления финансирования стороне соглашения или третьему лицу. Это позволит развивать инструменты секьюритизации и иные аналогичные отношения;- для случаев, когда факторинговые отношения осложнены элементами купли-продажи прав, займа или возмездного оказания услуг, предусмотрено применение правил о смешанных договорах;- предусмотрен факторинг любой части денежного требования, любого денежного требования, уточнено понятие будущего требования;- значительная часть изменений связана с договорами банковского счета, прежде всего его видами. Вводятся такие виды договоров банковского счета, как договор банковского счета в драгоценных металлах, договор совместного банковского счета, публичного депозитного счета и другие;- возможность заключения договора совместного счета предусмотрена между несколькими физическими лицами. Права на денежные средства, находящиеся на счете, считаются принадлежащими таким лицам в долях, определяемых пропорционально объему денежных средств, внесенных каждым из клиентов или третьими лицами в пользу каждого из клиентов (если соглашением между клиентами не предусмотрена непропорциональность). «Новый договор совместного счета может быть удобен, к примеру, супругам и другим членам семьи», – сказал Павел Крашенинников. Права супругов на денежные средства на таком счету относятся к общей совместной собственности (если иное не предусмотрено брачным договором);- упорядочивается правовое регулирование банковских счетов, открытых на условиях использования электронных средств платежа, а также устанавливается дополнительная ответственность банка за ненадлежащее совершение операций по банковскому счету. Теперь такие виды банковских услуг будут подробно урегулированы законом, что повысит их надежность, подчеркнул Павел Крашенинников;- допускается объединение счетов разных лиц в группу банковских счетов, при этом списание с таких счетов возможно по распоряжению одного клиента;- уточнены правила о номинальных счетах опекунов и попечителей. При прекращении опеки или попечительства владелец номинального счета заменяется на другого владельца, который в установленном законом порядке назначен опекуном или попечителем бенефициара. При прекращении опеки или попечительства в случаях, предусмотренных законом, в том числе при достижении бенефициаром совершеннолетия, договор номинального счета прекращается, остаток денежных средств по заявлению бенефициара выдается ему или перечисляется на его другой банковский счет;- определена принадлежность денежных средств, находящихся на счете эскроу. Права на денежные средства, находящиеся на счете эскроу, принадлежат владельцу счета (депоненту) до даты  возникновения оснований для передачи денежных средств бенефициару, а после указанной даты – бенефициару. Приостановление операций по счету эскроу, арест или списание денежных средств, находящихся на счете эскроу, по обязательствам депонента перед третьими лицами и по обязательствам бенефициара не допускается;- для целей депонирования должником или иным лицом, указанным в законе (депонентом), денежных средств на депозите в случаях, когда такое депонирование предусмотрено законом, вводится конструкция договора публичного депозитного счета. Владельцем счета может быть нотариус, служба судебных приставов, суд и другие, названные в законе органы и лица. На денежные средства, находящиеся на публичном депозитном счете, не может быть обращено взыскание по долгам владельца счета, бенефициара или депонента;- важными представляются положения законопроекта, конкретизирующие ответственность банка за неисполнение или ненадлежащее исполнение платежного поручения, прежде всего в виде уплаты процентов. Предлагается ввести новые положения о расчетах поручениями о переводе без открытия банковского счета. Такие расчеты банк производит плательщику-гражданину предоставленными плательщиком денежными средствами на основании его распоряжения;- предусмотрено, что при приеме к исполнению платежного поручения банк обязан удостовериться в праве плательщика распоряжаться денежными средствами, проверить соответствие платежного поручения установленным требованиям, проверить достаточность денежных средств для исполнения платежного поручения, а также выполнить иные процедуры приема к исполнению распоряжений, предусмотренные законом, банковскими правилами и договором. Банк-посредник и банк получателя средств отвечают перед плательщиком солидарно. Отвечает вместе с ними солидарно также банк плательщика, если такой банк осуществил выбор банка-посредника;- параграф о расчетах по аккредитиву приведен в соответствие с Унифицированными правилами и обычаями для документарных аккредитивов (публикация Международной торговой палаты N 600, 2007 год): предусмотрены правила о покрытых и непокрытых аккредитивах, подтвержденных аккредитивах, переводных (трансферабельных) аккредитивах, предусмотрена солидарная ответственность банка-эмитента и подтверждающего банка, принявших на себя обязательства по аккредитиву;- совершенно новым для Гражданского кодекса РФ станет предлагаемый законопроектом договор условного депонирования – эскроу. «Это нововведение позволит создать востребованный на фондовом рынке, на рынке недвижимости и в других отношениях инструмент для расчета по сделкам. Механизм такого договора предусматривает, что депонент обязуется передать на депонирование эскроу-агенту имущество в целях исполнения обязательства депонента по его передаче другому лицу, в пользу которого осуществляется депонирование (бенефициару). Эскроу-агент, в свою очередь, обязуется обеспечить сохранность этого имущества и передать его бенефициару при возникновении указанных в договоре оснований. Срок действия договора эскроу не может превышать пяти лет. Объектом депонирования могут быть наличные деньги, документарные ценные бумаги и документы, а также безналичные денежные средства и бездокументарные ценные бумаги. Так что теперь, например, приобретая недвижимость, совсем необязательно использовать банковскую ячейку, а можно воспользоваться договором условного депонирования», – отметил Павел Крашенинников;- конкурсный управляющий не вправе распоряжаться депонированным имуществом должника, являющегося депонентом по договору условного депонирования (эскроу);- на имущество, переданное на депонирование эскроу-агенту, в том числе на денежные средства, находящиеся на счете эскроу, не может быть обращено взыскание по долгам эскроу-агента, депонента или бенефициара. Взыскание по долгам депонента может быть обращено на его права требования к эскроу-агенту. Взыскание по долгам бенефициара может быть обращено н е о права требования к эскроу-агенту о передаче депонированного имущества.Новые положения, предусмотренные законопроектом, в случае принятия Государственной Думой, вступят в силу с 1 июня 2018 года. При этом они не будут распространяться на договоры, заключенные до этой даты.Эти и другие изменения, предлагаемые законопроектом в сфере правового регулирования финансовых сделок, приблизят российскую практику к самым передовым международным нормам. Так, правила главы 43 ГК РФ приводятся в соответствие с Конвенцией УНИДРУА о факторинге, к которой Россия присоединилась в 2014 году. Расчеты по аккредитиву теперь будут соответствовать стандарту UCP600 (Правилам международной торговой палаты).«Нововведения расширят перечень предоставляемых финансовых услуг, сделают их более удобными и прозрачными, а также повысят надежность многих финансовых инструментов», – заявил Павел Крашенинников.