Новости

Законопроекты для создания благоприятных условий в ходе выборов

12 апреля 2017 года Государственная Дума приняла в первом чтении проекты федеральных законов, предусматривающие изменения в избирательном законодательстве:- № 114572-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации»;- № 114619-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».Как пояснил председатель Ассоциации юристов России, председатель Комитета Павел Крашенинников, законопроекты направлены на создание наиболее благоприятных условий для реализации прав участников избирательного процесса при проведении выборов Президента РФ, выборов других уровней, референдума, а также на повышение открытости и прозрачности избирательных процедур. В этих целях предлагаются следующие изменения.1. Предлагается исключить использование открепительных удостоверений, упростив гражданам возможность голосования по месту фактического пребывания.Сейчас для того, чтобы проголосовать не по месту регистрации, необходимо заранее взять открепительное удостоверение. Если гражданин не смог этого сделать, а в день выборов он находится далеко от места жительства, то фактически лишается возможности проголосовать. Предлагается отменить использование открепительных удостоверений. При этом граждане, которые в день голосования находятся вне своего места жительства, могут быть включены в список избирателей по месту пребывания на основании личного заявления. Порядок и сроки подачи такого заявления определяются Центральной избирательной комиссией РФ. Информация о включении гражданина в список избирателей по месту его нахождения будет передаваться, в том числе с использованием системы ГАС «Выборы», в территориальную или участковую избирательную комиссию по месту постоянной регистрации для исключения его из соответствующего списка по месту регистрации.Кроме того, будет создана единая база данных с информацией обо всех поданных заявлениях, чтобы исключить риски подачи одним гражданином нескольких заявлений. Предполагается, что ЦИК РФ разместит на своем сайте сведения о числе избирателей, подавших такие заявления. При этом члены участковых избирательных комиссий, наблюдатели смогут знакомиться с реестрами избирателей, подлежащих исключению из списка избирателей, и избирателей, подавших заявления о включении в список избирателей по месту нахождения.«Предлагаемый механизм делает процедуру участия в выборах более простой и удобной. Любой избиратель, находящийся в день голосования в командировке, отпуске, на лечении, проживающий или работающий вдалеке от места постоянной регистрации, сможет без лишних сложностей проголосовать там, где пребывает, подав заявление. При этом нигде, кроме заявленного участка, гражданин проголосовать не сможет», – отметил Павел Крашенинников.2. Предлагаются изменения, направленные на упрощение процедуры назначения наблюдателей на избирательные участки при проведении выборов Президента РФ. «Исключается требование об обязательном заблаговременном направлении в соответствующую избирательную комиссию списка наблюдателей, а также об обязательном направлении наблюдателя только на один избирательный участок. Такие меры позволят обеспечить большую открытость работы избирательных комиссий», – заявил Павел Крашенинников.3. Предусматривается исключение пятилетнего срока образования избирательных участков (участков референдума) и устанавливается возможность пересмотра перечня и границ избирательных участков (участков референдума). В том числе для удобства избирателей, что может осуществляться путем уменьшения максимальной численности избирателей на избирательных участках (участках референдума) – с 3 тысяч до 1,5 тысяч человек. За счет такого разукрупнения может быть сформировано большее количество избирательных участков, что позволит повысить их доступность для граждан.«Вместе с тем, поскольку законопроектом не предусмотрены критерии обоснованности принятия решения о разукрупнении участков, ко второму чтению законопроекта необходимо такие критерии определить», – сообщил Павел Крашенинников.4. Вводятся дополнительные гарантии обеспечения принципа гласности избирательного процесса. Предлагается законодательно закрепить возможность проведения видеонаблюдения в помещениях для голосования и трансляции изображения для обеспечения избирателей информацией о ходе голосования. Исключение составят помещения, находящиеся на избирательных участках, образованных в больницах, в местах содержания под стражей, воинских частях, на судах, которые будут находиться в плавании, на полярных станциях, а также на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации.Кроме того, перечень организаций, информирующих избирателей о ходе выборов, помимо традиционных СМИ дополняется средствами массовой информации в сети «Интернет».Также предлагается законодательно установить право наблюдателей производить в помещении для голосования фото- и видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя или секретаря участковой комиссии.«Возможность максимального использования в избирательном процессе современных информационных технологий поможет снизить риски нарушений в день голосования. Широкий охват избирательных участков средствами видеонаблюдения позволит сделать выборы более прозрачными и гласными», – заявил Павел Крашенинников.5. Упрощается порядок заполнения подписных листов в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума. В соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда РФ устанавливается, что адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в законе реквизитов, в случае если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя (участника референдума).«Данная мера направлена на исключение ситуаций, когда подписи избирателей в поддержку кандидата признаются недействительными по таким формальным причинам, как отсутствие указания в адресе, например, муниципального района, в котором расположен населенный пункт», – пояснил Павел Крашенинников.6. Вместе с тем за нарушения избирательных процедур предусматривается усиление административной ответственности. «Так, за неоднократное голосование одного и того же лица в ходе дня голосования, а также за организацию такого незаконного голосования предусматривается штраф в размере 30 тысяч рублей», – сообщил Павел Крашенинников.Увеличиваются размеры штрафа за незаконную выдачу избирательного бюллетеня (бюллетеня для голосования на референдуме) в целях предоставления возможности проголосовать вместо избирателя (участника референдума), за выдачу заполненного бюллетеня, а также за получение таких бюллетеней – до 30 тысяч рублей. За совершение повторного административного правонарушения устанавливается штраф в размере 50 тысяч рублей.Также Павел Крашенинников не исключил возможность введения уголовной ответственности за указанные нарушения в ходе доработки законопроекта ко второму чтению. «Принятие предлагаемых законопроектами изменений позволит создать более благоприятные условия для участников избирательного процесса, сделает избирательные процедуры более открытыми и прозрачными, обеспечит дополнительные гарантии соблюдения принципа гласности при проведении выборов», – заявил Павел Крашенинников.