Новости

Правительство меняет правила подбора юристов для ведения дел в международных судах

Юристов, которые способны защитить интересы России в международных и иностранных судах, нужно приглашать на работу вне конкурса. Такой законопроект внесло вчера в Госдуму Правительство, предложив ради «повышения эффективности» изменить правила госзакупок в случаях, когда речь идет о юридических услугах. Председатель Ассоциации юристов России, глава думского Комитета по госстроительству Павел Крашенинников полностью одобряет инициативу. Практикующие юристы считают, что ради эффективности нужно использовать как конкурсный отбор, так и закупку услуг у «единственного поставщика».Правительство считает нужным упростить процедуру, по которой госорганы и госкомпании могут приглашать юристов «в целях обеспечения защиты интересов РФ в иностранных и международных судах и арбитражах». Сейчас нанять юристов можно только по итогам конкурса, как того требует закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Услуги юристов, знающих международное право, следует закупать у «единственного поставщика» (ст. 93 закона «О контрактной системе...») для «повышения эффективности и оперативности закупок в целях обеспечения защиты интересов РФ», говорится в пояснительной записке к проекту, поступившему вчера в Госдуму.«Я против конкурса», – заявил председатель Ассоциации юристов России Павел Крашенинников. По его словам, «таких специалистов, которые могут защищать интересы в международных судах и арбитражах, немного: они все наперечет». И потому к их услугам будет прибегать «любое юридическое агентство, которое выиграет конкурс», уверен господин Крашенинников.«Вообще-то конкурсы вводились в свое время в систему госзакупок как антикоррупционная мера», – заявила «Ъ» адвокат Карина Москаленко. Конкурсный отбор предполагает открытость в том числе в условиях и требованиях, которые госорган предъявляет потенциальному поставщику услуг, поэтому отказ от конкурсов «можно расценить как отказ от противодействия коррупции», считает Москаленко.«Чтобы сформулировать условия конкурса на оказание юридических услуг в международных судах, нужно быть профессионалом в соответствующих отраслях права», – подчеркивает Павел Крашенинников. А таких профессионалов среди чиновников в госорганах может не быть. «Значит, они должны будут привлекать тех самых профессиональных юристов, которые сформулируют условия конкурса и сами же потом будут в нем участвовать. Перегнули мы с конкурсами», – считает председатель АЮР.«Конкуренция на этом рынке достаточно высокая, – заявил «Ъ» партнер BGP Litigation Александр Ванеев, имея в виду юридические услуги в международных арбитражах. – Но если говорить о сложных специфических спорах, то в мире не так много фирм, которые в действительности готовы ими заниматься». Поэтому в уникальных делах, например, в споре акционеров ЮКОСа с РФ, «механизм закупок юридических услуг у единственного поставщика имеет право на существование», считает господин Ванеев. Однако в стандартных спорах, в частности по коммерческим контрактам или поставкам, «нельзя говорить о том, что услуга уникальна и ее можно купить только у одного поставщика». По его мнению, в каждом конкретном споре правильнее вначале определить, «какие из преимуществ присущи той или иной компании, а уже затем на этом основании выбирать механизм» – конкурс или единственный поставщик.Если депутаты Госдумы одобрят правительственный законопроект, то в законе «О контрактной системе...» появится 49-я услуга, которую госорганы смогут закупать у «единственного поставщика». Когда закон принимался (апрель 2013 года), в перечне было всего 28 услуг.Источник: Коммерсантъ