Новости

Уроки права для детей и молодежи в Ставропольском крае

На Ставрополье продолжается проект правового просвещения «Школа права». Его организатором – Ставропольским региональным отделением Ассоциации юристов России – за три года наработана четкая система проведения встреч с юными ставропольцами.«Как показало время, активное участие в этом проекте принимают представители целого ряда краевых ведомств правовой специализации, – отметил председатель Ставропольского регионального отделения Ассоциации юристов России, президент Нотариальной палаты СК, заслуженный юрист РФ Николай Кашурин. – В их числе – сотрудники органов внутренних дел, краевой прокуратуры, судейского сообщества, адвокатуры, нотариата. Темы для разговора с детьми выбираются ими самостоятельно и сообразно специфике того или иного направления юриспруденции. А вместе с получением правовых знаний школьники нашего края имеют возможность познакомиться с азами ряда юридических профессий».Вопросов много, и все – интересныеВ конце ноября и декабре 2016 года уроки в «Школе права» были проведены в различных городах и районах края. Так, например, в селе Александровском встречи с ребятами состоялись в школе № 1 имени героя Советского Союза И.И. Тенищева и в Александровском сельскохозяйственном колледже. Со старшеклассниками 9-11 классов и учащимися колледжа юристы общались на темы правовой помощи детям. А нотариус Александровского района Евгения Беляева рассказала об имущественных отношениях между несовершеннолетними детьми и их родителями. Надо отметить, практически в каждом районе края незаменимыми помощниками в организации уроков и участниками на протяжении всего проекта «Школа права» были и остаются нотариусы. Встречи с представителями нотариата, прокуратуры, органов внутренних дел прошли также в школе № 1 имени П.М. Стратийчука села Курсавки Андроповского района (организатором уроков права здесь выступила член АЮР, нотариус Ирина Воропаева), в школе № 9 города Кисловодска (занятия были организованы членом АЮР, нотариусом Вячеславом Парицким), в школе № 7 станицы Ессентукской Предгорного района (беседу с участием представителей прокуратуры провел член АЮР, нотариус Владимир Серик) и во многих других учебных заведениях Ставрополья.А вот как описывает недавно прошедшее занятие член Ассоциации юристов России, нотариус г. Ессентуки Леонид Созонов:«В рамках просветительского проекта «Школа права», проводимого Ставропольским отделением Ассоциации юристов России, состоялись очередные занятия в средней общеобразовательной школе № 10 города Ессентуки. Это далеко не первый наш приход в эту школу. Слушателями в этот раз стали учащиеся восьмых классов, а лекторами – я и помощник прокурора города Ессентуки Роман Хомутов. Помимо основной темы «Что такое коррупция и каковы способы борьбы с ней?» мы с Романом Владимировичем рассказали о правах и обязанностях несовершеннолетних, особенностях гражданско-правового статуса несовершеннолетних при совершении сделок, юридических аспектов детско-родительских отношений. Многочисленные вопросы переросли в острую дискуссию о том, как правильно общаться в социальных сетях. Отзываясь о проведенном уроке, ребята сказали, что им понравилось, что было поднято много вопросов, и все – интересные. Также на базе этой школы в ближайшее время планируется провести еще два занятия – по антинаркотической тематике и профилактике правонарушений».Далее – более подробные репортажи о нескольких проведенных уроках с детьми и молодежью Ставрополья.Неформально – о важномМорозным днем яркое солнце встречало у порога школы № 1 села Дивного не только учащихся, но и гостей: адвоката Апанасенковского района Сергея Михайленко и юрисконсульта Отдела МВД России по Апанасенковскому району Владимира Шеховцова. В рамках реализации проекта правового просвещения учащихся «Школа права» проводится очередное занятие. С немалым объемом новой и важной информации для учеников специалисты спешат к назначенному времени к десятиклассникам.О том, что в нашем районе проводятся уроки «Школы права», известно всем, а старшеклассникам тем более. И если два года назад, на заре этого проекта правового просвещения, ученики, смущенно потупив глаза, боялись задать лишний вопрос, то сейчас, как оказалось, подготовились основательно. «Вопрос-ответ» – та форма общения с ребятами, которая из года в год применяется нами, помогая профессионалам права находиться в интересном и живом диалоге с ребятами, а не читать им стандартную лекцию. Причем вопросы для наших встреч готовят сами ребята, да еще и какие!..Ну кто бы мог подумать, что детей волнуют такие взрослые и серьезные вопросы: «Как составить возражение на исковое заявление?», «Что такое рамочный договор?», «Обязательные работы: эффективна ли такая мера наказания?», «Можно ли заставить предприятие возместить моральный и материальный ущерб работнику, и как это сделать?». Но беседа вела нас дальше, и потом уже задавались вопросы, появлявшиеся по ее ходу. При этом было ясно, что по многим из них десятиклассников интересовала не столько некая официальная или общепринятая точка зрения, сколько личная, субъективная позиция. Старшеклассники спросили о том, нужна ли смертная казнь в России, и способно ли уголовное наказание исправить преступника. А в ходе обсуждения этих вопросов выяснилось, что нам, юристам, есть о чем поспорить, ведь отношение к данным темам оказалось очень разнообразным. Ребята не отставали: высказывали и свои мнения, что для нас было очень ценно.Но и это не все. Учащихся интересовали также вопросы, касающиеся обыденных жизненных ситуаций, в которые каждый из нас периодически попадает. Это и шумные соседи, и потерянные телефоны, и возврат некачественного товара. Юристы старались поделиться и разъяснить юридические последствия исхода той или иной ситуации на примерах из собственной практики.Общение вышло живым и непосредственным. Ребятам было интересно прояснить волнующие их правовые вопросы. А нам было приятно поделиться профессиональным, да и жизненным опытом с благодарными слушателями.Вот уже и звонок звенит, а мы все в обсуждениях насущных правовых тем. Нас просят приходить чаще, и мы дружно отвечаем, что всегда готовы, тем более что вопросов, на которые ребята ждут ответы, в запасе немало.А через две недели в эту же школу на урок права пришла старший помощник прокурора Апанасенковского района Ольга Береговая. Ею совместно с членом АЮР, нотариусом по Апанасенковскому району нотариального округа Викторией Бурлуцкой была проведена лекция-беседа с учащимися 10-11 классов и с педагогическим коллективом на тему «Профилактика коррупционных преступлений».Опираясь на примеры, истории из жизни, юристы рассказали детям о механизмах возникновения коррупционных преступлений.«Это позволило более ярко и понятно донести до школьников тематику беседы, – поясняет Ольга Анатольевна. – Также я рассказала юношам и девушкам о месте и роли прокуратуры в системе правоохранительных органов России».Услышанное произвело сильное впечатление на аудиторию, о чем свидетельствовали многочисленные вопросы и школьников, и учителей, присутствовавших на лекции. Спрашивали, например, о номере телефона доверия в органах прокуратуры, о размере денежных средств, передаваемых в качестве вознаграждения, образующем взятку, и многом другом.Со школьниками обсуждались следующие вопросы: «Как побороть коррупцию?», «Коррупция в высших органах власти», «Об особенностях проявления коррупции в различных сферах жизнедеятельности и вредных последствиях данного явления». Особое внимание было обращено на антикоррупционную политику в крае в целом, ведь дети интересовались фактами коррупционных проявлений и борьбы с ними конкретно на Ставрополье.В завершение встречи ребятам и педколлективу школы была выдана разработанная старшим помощником прокурора района правовая памятка «Профилактика коррупционных правонарушений».Противостояние коррупции начинай с себя«Взяточничество губительно для государства, в котором я хотел бы жить» – этот тезис был положен в основу очередного урока в «Школе права», состоявшегося в средней школе № 1 г. Минеральные Воды.Преподавателями и собеседниками старших школьников были помощники Минераловодского межрайонного прокурора Галина Дряева и Евгения Щербакова, которые рассказали ребятам о важнейшем направлении деятельности органов прокуратуры Российской Федерации – борьбе с коррупцией.В целях формирования антикоррупционного мировоззрения школьников помощники прокурора в доступной форме объяснили значение терминов «коррупция», «взяткодатель», «посредник во взяточничестве», «злоупотребление служебным положением» «взяткополучатель», рассказали о видах коррупции, об ответственности за коррупционные преступления и проиллюстрировали сказанное конкретными примерами из прокурорской практики.С большим интересом школьники не только слушали компетентные ответы на заданные ими вопросы, но и активно вступали в диалог с лекторами. Школьников интересовало, как себя надо вести в случае вымогательства взятки и куда следует обратиться, если такая ситуация сложилась. Галина Дряева разъяснила алгоритм действия в подобном случае. А Евгения Щербакова подчеркнула, что обо всех известных фактах коррупции необходимо сообщать в Следственный комитет РФ, МВД РФ и иные государственные структуры, направить свои письменные обращения можно и через интернет-приемные, которые работают на официальных сайтах государственных структур.Работники прокуратуры заверили ребят в том, что ни одно обращение не останется без рассмотрения и проверки, и это, в свою очередь, позволит оперативно отреагировать и пресечь совершаемые преступления, привлечь виновных к установленной законом ответственности.Нельзя переоценить важность таких уроков для молодежи. Ребята поняли, что противостоять коррупции можно и нужно, для этого необходимо твердо знать свои права, уметь защищать их, иметь твердую гражданскую позицию, отрицающую использование коррупционных методов в частной, общественной и профессиональной жизни.Елена Гончарова, Елена Белова, Виктория Бурлуцкая