Новости

«Горячая линия» для избирателей: что беспокоило ставропольчан?

Две недели, включая и сам Единый день голосования 18 сентября, на Ставрополье работала общественная «горячая линия», организованная Ставропольским региональным отделением Ассоциации юристов России и Общественной палатой Ставропольского края. Как показывает активность обращений на ее бесплатный федеральный номер, вопросов у жителей края было много, и волновало разное.– Это уже шестая линия из проведенных нами в регионе, и пятая, относимая к различного рода избирательным кампаниям, – пояснил председатель СРО АЮР и ОП СК, заслуженный юрист РФ Николай Кашурин. – Активное участие в ней принимали как юристы Ставрополья и члены нашей Общественной палаты, так и молодежь – члены Совета молодых юристов и Молодежной общественной палаты. Дежурство велось с 5 сентября в рабочее время по будням и в день выборов с 8 до 24 часов. Считаю положительным моментом увеличение количества звонков на «горячую линию» этого года. Это результат роста социальной активности ставропольчан и показатель все более растущего доверия жителей края к институтам гражданского общества. Ведь если в 2014 году на линию позвонило 133 человека, а в период муниципальных выборов 2015 года и вовсе 13, то в этот раз от жителей Ставропольского края поступило 161 обращение: из них 104 до дня выборов, а остальные 57 – 18 сентября.Вопросы благоустройства, пенсий, соцвыплатКак выяснилось, подавляющее большинство обращений до дня выборов традиционно не было связано с реализацией избирательных прав, а касалось различного рода социально-бытовых вопросов от граждан. В тройке лидеров по количеству обращений – вопросы о благоустройстве городов и районов, о пенсиях, социальных выплатах и относимые к жилищно-коммунальной сфере (такие, как рост тарифов ЖКХ, деятельность некоторых управляющих компаний, снижение размера жилищных субсидий из-за изменения нормы потребления и другое). Кроме того многих ставропольчан волновали проблемы с ОСАГО, тема обеспечения жильем и предоставления на безвозмездной основе земельных участков социально незащищенным категориям населения.Не важных звонков здесь не существует, понимали общественники и юристы края, ведь это крик о помощи или сигнал для принятия решительных действий. Отношение к каждому обратившемуся было более чем внимательным.– Каждый звонок для нас важен, ни одно обращение не осталось без ответа, – подчеркнул Николай Кашурин. – Например, к нам обратилась жительница улицы Московской в городе Ставрополе с просьбой оказать содействие в асфальтировании пешеходной дорожки между домами по улицам Московской и Готвальда. Информация была оперативно доведена нами до сведения комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя, и через несколько дней на «горячую линию» поступил звонок от заявительницы о том, что все необходимые работы уже произведены.Стало ясно и то, что заметную тревогу у жителей Ставрополья вызвала появившаяся в СМИ новость об отмене с 2017 года индексации пенсий и единовременной январской выплате вместо нее 5000 рублей. Этот вопрос был также оперативно изучен. Выяснилось, что 14 сентября этого года Правительство России одобрило законопроект о единовременной выплате, который, однако, еще не принят Госдумой РФ. Со своей стороны Министр труда России Максим Топилин сказал на брифинге, что индексация будет отменена только для работающих пенсионеров, а все остальные категории находящихся на заслуженном отдыхе будут получать ее с февраля 2017 года. Это  было доведено до сведения всех звонивших на общественную «горячую линию» по данному вопросу.На выборы – в порядке очередиА вот в сам Единый день голосования практически все звонки поступили уже на тему выборов. Таковых было 56 из 57. Тревожными сигналами были обращения о нехватке кабинок для голосования, отсутствии гражданина в списке избирателей, о незаконной агитации. Их сравнительно небольшое количество позволило понять, что массового характера указанные явления не носили. Да и данные обстоятельства требуют проверки. Однако общественниками и юристами края были доведены до сведения соответствующих избирательных комиссий детали обращений о якобы имевшихся фактах нарушения избирательного законодательства, а заявителям разъяснен порядок составления и подачи жалоб по данным фактам.Ряд звонков по вопросам выборной тематики свидетельствует, по мнению организаторов линии, о недостаточной разъяснительной работе, а также низкоэффективной деятельности органов местного самоуправления по составлению списков избирателей и подготовке избирательных участков к проведению голосования. Так, те звонившие, которые собирались голосовать не по своему месту жительства, увы, не были вполне информированы о порядке и сроках получения открепительных удостоверений или включения их в список избирателей, например, на основании уже имеющейся регистрации по месту пребывания. В связи с этим они так и не смогли воспользоваться своим активным избирательным правом.Возникали вопросы и по проведению голосования на дому. При этом людям не было известно о необходимости подачи заявки на выездное голосование до 14 часов по местному времени, и о том, что сделать это можно даже по телефону!..Как оказалось, к сожалению, не все участковые избирательные комиссии были готовы к высокой явке избирателей: звонки доказывали – в ряде избирательных участков образовывались очереди. Но все это не помешало выборам пройти чисто и честно.Особое внимание обратил на себя сигнал от жителей города Пятигорска, которые сетовали на неудобство посещения ими избирательного участка. Дело в том, что такие участки для граждан, проживающих на улице Войска Кубанского и других улицах района «Казачья Слобода» в Пятигорске, расположены на значительном удалении от их места жительства, что затрудняет доступ избирателей к ним. Люди вынуждены ехать голосовать совсем в другой район города, притом, что в непосредственной близости расположено два избирательных участка. С учетом полномочий Общественной палаты, информация о проблеме была доведена до сведения компетентных органов.Единый день голосования прошел объективно, в соответствии с закономОрганизаторы «горячей линии» обратили внимание и на то, что по территориальному принципу в лидеры по количеству обращений на общественную «горячую линию» вышли краевой центр, города Кавказских Минеральных Вод и некоторые сельские районы Ставрополья.В подведение итогов работы «горячей линии», Ставропольским региональным отделением Ассоциации юристов России и Общественной палатой Ставропольского края был проведен анализ каждого поступившего звонка.– Тематика вопросов, волнующих население Ставрополья, обширна, – подытоживает Николай Кашурин. – И то, что год от года число обращений на нашу «горячую линию» увеличивается, на мой взгляд, говорит о том, что жители края все больше верят в силу общественников, гражданских активистов, в их способность помочь в решении любой проблемы. Всем обратившимся на общественную «горячую линию» были даны необходимые разъяснения. В ряде случаев информация доведена в соответствующие территориальные избирательные комиссии и избирательную комиссию Ставропольского края. Хочется успокоить и тех, кто обращался к нам на «горячую линию» и пока не получил окончательного ответа. У нас в работе находится около трех десятков обращений, по которым сделаны необходимые запросы. О полученных результатах мы обязательно уведомим каждого заявителя. В целом же можно сделать вывод о том, что Единый день голосования 18 сентября 2016 года прошел на Ставрополье объективно, в соответствии с требованиями законодательства и без серьезных нарушений на избирательных участках.Аналитический документ о результатах работы линии направлен в адрес органов власти края.Елена Гончарова