Новости

Павел Крашенинников прокомментировал принятие ряда законопроектов

7 июня 2016 года в Госдуме РФ принят ряд законопроектов.  Комментируя принятие Государственной Думой в третьем, заключительном чтении пакета президентских законопроектов, направленных на расширение применения института присяжных заседателей, Председатель Ассоциации юристов России, Председатель Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству  Павел Крашенинников выступил со следующими комментариями.«Институт присяжных заседателей - наиболее демократическая система судопроизводства, до сих пор придуманная человечеством. Речь не идет о замене профессиональных юристов на «людей с улицы», а о проверке доводов прокурора и адвоката жизненным опытом представителей народа. Присяжные заседатели выносят вердикт о виновности подсудимого и отвечают на вопросы судьи, касающиеся конкретных обстоятельств дела и личности обвиняемого, а судья выносит решение в соответствии с их вердиктом. Известно, что суд присяжных гораздо менее подвержен так называемому «обвинительному уклону», характерному для профессионального суда.Однако развитие суда присяжных в нашей стране существенно сдерживается организационными трудностями, связанными, прежде всего, с процедурой формирования состава коллегии присяжных заседателей. В результате суд присяжных существует сейчас только на уровне субъектов федерации и окружных военных (флотских) судов. Пакет принятых сегодня законопроектов позволяет распространить применение этого института на уровень районных и гарнизонных судов. Это осуществляется за счет сокращения числа присяжных заседателей, что значительно упрощает процедуру формирование коллегии. Так, на уровне районов и гарнизонных судов предполагается составлять коллегию из 6, а на уровне субъектов федерации и равных им судов - из 8 присяжных заседателей. Причем положения данных законопроектов распространяются на Республику Крым и город Севастополь.К подсудности судов районного уровня и гарнизонных военных судов будут относиться преступления, по которым не могут быть назначены наказания в виде пожизненного лишения свободы или смертной казни. Это убийство, в том числе и с отягчающими обстоятельствами, посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование, а также сотрудника правоохранительных органов, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего. К компетенции судов субъектов федерации и равных им судов будут относиться тяжкие и особо тяжкие преступления, по которым могут быть назначены пожизненное лишение свободы или смертная казнь.Авторитет суда в российском обществе является важнейшим условием создания в нашей стране правового государства. К сожалению, в фокусе общественного внимания зачастую оказываются решения профессиональных судов по так называемым резонансным делам, не всегда воспринимаемые гражданами в качестве правосудных, а повседневная работа многих честных и квалифицированных судей остается «за кадром». Значительное расширение применения судов присяжных, уверен, позволит заметно повысить доверие к нашей судебной системе», - заявил Павел Крашенинников.В первом чтении был принят проект закона «О внесении изменений в части первую, вторую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации». Один из его авторов глава думского комитета Павел Крашенинников отметил, что законопроект расширяет возможности граждан решить вопросы управления своим имуществом после смерти и предусматривает введение двух новых конструкций: наследственного договора и наследственного фонда.«Наследственный договор может быть заключен наследодателем с любым из лиц, которые могут призываться к наследованию. Условия этого договора будут определять порядок перехода прав на имущество наследодателя после его смерти к указанным лицам или к третьим лицам. Наследственный договор может также возлагать на наследников обязанность совершить после смерти наследодателя какие-либо действия имущественного или неимущественного характера. Требовать исполнения обязанностей, установленных наследственным договором, после смерти наследодателя смогут наследники, душеприказчик, пережившие наследодателя стороны наследственного договора, а также нотариус, который ведет наследственное дело, в период исполнения им своих обязанностей по охране и управления наследственным имуществом до выдачи свидетельства о праве наследования.Законопроект устанавливает правила создания физическим лицом специального фонда, управление которым должно осуществляться бессрочно или в течение определенного срока в соответствии с условиями, указанными в уставе фонда или ином внутреннем документе. Может допускаться передача третьим лицам всего или части имущества фонда, в том числе после смерти гражданина-учредителя фонда. Условия управления фондом не могут быть изменены после смерти гражданина, являвшегося учредителем фонда. В отличие от узкоспециализированных фондов, используемых только для передачи бизнеса наследникам, предлагаемые в проекте фонды могут быть использованы российскими гражданами и для организации благотворительной деятельности, в том числе и после смерти основателя фонда. Наиболее известным примером такого вида фонда за рубежом является фонд Альфреда Нобеля, из которого выплачиваются знаменитые нобелевские премии.Необходимость введения в российское наследственное право указанных новелл продиктована стремительным развитием экономических отношений, усложнением состава наследственной массы в большинстве случаев наследования, а также все большим вовлечением российских граждан в предпринимательские отношения, требующие особых правил управления долями (акциями) в хозяйственных обществах после смерти их владельцев», – сказал Павел Крашенинников.Комментируя принятие Государственной Думой в первом чтении проекта закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» (в части усиления уголовной ответственности за преступления коррупционной направленности), глава думского комитета Павел Крашенинников отметил следующее.«Принятый проект закона – еще один шаг на пути наступления на коррупцию. Это явление многолико и не ограничивается только передачей денег от просителя чиновнику, принимающему «нужные» решения. Она проявляется и в виде коммерческого подкупа, корыстного влияния на результаты спортивных соревнований, в «маленькой благодарности» врачу, учителю, полицейскому и т.д. Законопроектом предлагается признавать коррупционными преступлениями случаи, когда в качестве взятки или коммерческого подкупа передается имущество, или иные имущественные права, оказываются услуги имущественного характера. Причем не обязательно самому должностному лицу, а по его указанию другому физическому или юридическому лицу. Это также касается спортсменов или судей в случае оказания противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования или зрелищного коммерческого конкурса. Кроме того, вводятся новые виды коррупционных преступлений: посредничество в коммерческом подкупе, мелкий коммерческий подкуп и мелкое взяточничество. В соответствии с принципом соответствия наказания содеянному, отдельно выделяется уголовная ответственность за получение взятки, дачу взятки лично или через посредника в размере, не превышающем 10 тыс. рублей. За мелкое взяточничество, предлагается установить санкцию, в том числе, в виде лишения свободы от 1 года до 3 лет. За более крупные взятки санкции остаются без изменения.Что касается уже существующих коррупционных статей УК, то помимо кратного штрафа предлагается ввести альтернативные виды наказания, а также фиксированный штраф в целях повышения вариативности наказаний. В зависимости от тяжести совершенного преступного деяния штраф может назначаться максимально в размере до 2 млн. 500 тыс. рублей. Кроме того, санкции, применяемые к взяточникам, предлагается привести в соответствие с санкциями, применяемыми за коммерческий подкуп, исходя из того, что дача и получение взятки являются более общественно опасными преступлениями, чем коммерческий подкуп.Коррупция наряду с наркоманией и терроризмом способна погубить любую страну. Когда мы говорим о наркомании, это распад личности, когда о коррупции, это распад государства. Чтобы побеждать коррупцию, очень важна политическая воля. И она есть»,  – подчеркнул Павел Крашенинников.На сегодняшнем заседании Государственной Думы принят во втором чтении проект закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности». Как пояснил Председатель комитета Павел Крашенинников, этот законопроект не относится к категории конъюнктурных инициатив, порой приводящих лишь к рассогласованию уголовного законодательства. Речь идет о формулировании новой уголовной политики, которая, наконец, позволит принять внутренне непротиворечивое уголовное законодательство, в котором правонарушение и наказание за него будут соразмерны.«Начало этому процессу было положено еще в 2011 году Президентом страны. Была введена возможность освобождения от уголовной ответственности по делам экономической направленности, введена возможность отсрочки наказания больным наркоманией, суду была предоставлена возможность изменять категории преступления на менее тяжкие с учетом фактических обстоятельств и степени общественной опасности. Был также введен запрет назначать наказание в виде лишения свободы лицам, впервые совершившим преступления небольшой тяжести за исключением преступлений, связанных с распространением наркотиков, при отсутствии отягчающих обстоятельств. Эти изменения вызвали неоднозначное отношение в обществе, но, тем не менее, в основном прижились и используются в правоприменительной практике.В законопроекте предлагается ввести новое основание освобождения от уголовной ответственности в связи с применением меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа, в случае, если правонарушителем возмещен ущерб или иным способом заглажен причиненный вред. Соответствующая регламентация прекращения уголовного преследования в связи с применением данной меры уголовно-правового характера внесена в УПК РФ. Вопрос о таком прекращении будет решаться в таком же порядке, который установлен для прекращения уголовного дела в связи с примирением сторон.Предлагается декриминализовать статью 116 УК РФ «Побои или иные насильственные действия, причинившие физическую боль, но не повлекшие тяжелых последствий», если такое деяние совершено однократно. За такое деяние, совершенное в первый раз, предусматривается административная ответственность. Однако если в течение года преступление будет совершено повторно, то оно уже будет предметом уголовного преследования. Что касается статьи «Злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей», то она изложена в новой редакции, исключен признак «злостности», которые вызывал споры по причине неоднозначного толкования.Законопроектом также предлагается увеличить сумму хищения чужого имущества, после которой наступает уголовная ответственность, с одной до пяти тысяч рублей.Пора, наконец, перейти от разговоров о несистемности уголовного законодательства, напоминающего лоскутное одеяло, к планомерной работе по формулированию адекватной нашему времени уголовной политики и разработке соответствующего законодательства. Уверен, что сегодня было положено начало этому процессу», – отметил Павел Крашенинников.