Ваш город:

ПРЕМИЯ ЮРИСТ ГОДА 2020

Прямая трансляция высшей ежегодной премии “Юрист года”

Новости

Развитие третейского судопроизводства разобрали на всероссийской конференции

29 января 2016 года в рамках форума «Право. Бизнес. Государство» прошла Всероссийская практическая конференция на тему «О развитии третейского судопроизводства в Российской Федерации». Инициаторами проведения конференции выступили  Башкортостанское отделение Ассоциации юристов России совместно с Комитетом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, а также Торгово-промышленная палата Российской федерации и Общероссийская общественная организация «Деловая Россия». Почетными гостями и докладчиками мероприятия стали Сопредседатель Ассоциации юристов России, Председатель Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников, Уполномоченный по защите прав предпринимателей при Президенте Российской Федерации Борис Титов, Заместитель Министра юстиции Российской Федерации Михаил Гальперин, Сопредседатель Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», Председатель Попечительского Совета Башкортостанского отделения Ассоциации юристов России Андрей Назаров, Вице-президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Вадим Чубаров, Депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Рафаэль Марданшин и другие.Открывая конференцию, Павел Крашенинников отметил, что основное внимание будет уделено вступающему в силу 1 сентября 2016 года закону «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации». Этот закон направлен на дальнейшее совершенствование такого важного механизма правового регулирования, как третейское разбирательство, который существует в России более 80 лет. «Несмотря на почтенный возраст, третейские суды все еще не заняли подобающего им места в системе российского судопроизводства. Связано это, прежде всего, с наличием так называемых «карманных» судов, созданных, как правило, при коммерческих структурах. Их деятельность порой приводит к злоупотреблениям и подрывает авторитет третейских судов как правового института. Организационная структура и прозрачность деятельности третейских судов еще далеки от идеала. Нечетко определен перечень дел, которые могут быть переданы для третейского разбирательства. Именно на преодоление этих недостатков и направлен принятый закон»,  – пояснил Павел Крашенинников.Как отметил Павел Крашенинников, указанным законом разделены процедура рассмотрения спора, которым занимаются третейские суды, и создание арбитражного учреждения, которое администрирует третейский суд. Государственный контроль будет осуществляться исключительно над созданием арбитражного учреждения. Новые третейские суды могут создаваться только при некоммерческих организациях. Право администрировать споры будет предоставляться актом Правительства Российской Федерации с учетом экспертного мнения. Экспертный Совет будет создан при Минюсте России в составе представителей органов государственной власти, общероссийских объединений предпринимателей, торгово-промышленных палат, представителей юридического, научного и предпринимательского сообщества, иных лиц. Также определен порядок прекращения деятельности постоянно действующего арбитражного учреждения в случае выявления грубых неоднократных нарушений положений Федерального закона об арбитраже, повлекших значительный ущерб правам и законным интересам сторон арбитража и иных лиц. «Процедура арбитража и международного коммерческого арбитража приведена в соответствие с правовым регулированием, принятым в ведущих зарубежных юрисдикциях. Устанавливаются общие требования к правилам (регламентам) арбитражного учреждения. Предусматривается обязательное создание в арбитражном учреждении коллегиального органа - комитета по назначениям, который призван максимально независимо и беспристрастно решать вопросы, связанные с формированием состава третейского суда. Определяется перечень категорий дел в ГПК РФ, которые  не могут быть переданы на рассмотрение третейского суда. Это сделано с целью защиты прав Российской Федерации и других публично-правовых образований. Не подлежат рассмотрению споры граждан по семейным и жилищных делам, споры о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью граждан», – отметил Павел Крашенинников.Уполномоченный по защите прав предпринимателей при президенте России Борис Титов: «Кто в 90-е годы работал, помнят такой анекдот: «Какой суд лучший для арбитражного судьи? Это когда одна сторона дала, другая сторона дала, а потом судишь по справедливости». Мы давно обсуждаем необходимость принятия закона, который бы создал предпосылки для нового этапа развития третейского судопроизводства в стране. Принятие закона создаст серьезные основания для продвижения вперед. В этом смысле торгово-промышленные палаты имеют лидерство не только с точки зрения сегодняшних событий, но и исторически. Пару лет назад мы уже направляли в ТПП от Института уполномоченного наши предложения о том, какие должны быть изменения в структуре работы суда, чтобы предприниматели ему доверяли». Сегодня в России функционирует 182 торгово-промышленных палаты, при них создано 102 третейских суда. Всего же в стране насчитывается свыше 2,5 тысячи третейских судов. К примеру, только в Башкирии 70 таких негосударственных судебных органов, говорит вице-президент ТПП России Вадим Чубаров: «В остальной части мира меньше, наверное, третейских судов, чем в России. Государства могут похвастать существованием одного-двух третейских судов на всю страну. Конечно, это сказывается на качестве вынесения решения и на отношении предпринимателей к выносимым решениям, и пора было навести порядок. Часто говорят, что санкции помогают с тем, чтобы нам развивать экономику и тому подобное. Санкции в области третейского разбирательства нам тоже помогли – кое-кому из наших критиков ответить. Например, в рамках санкций, которые ЕС против России объявил, существуют и санкции в области арбитража. Они состоят в том, что тот же самый Лондонский третейский суд, если захочет рассмотреть споры с участием России (я уже не говорю о спорах с участием предпринимателей из Крыма), должен получить специальное разрешение в соответственном государственном ведомстве, чтобы этот спор разрешить. И арбитры, которые будут избраны сторонами, должны согласовать свое участие в рассмотрении этого спора с участием российских компаний. Как вам такое государственное регулирование? Не кажется ли оно чрезмерным?» В рамках обсуждения правоприменительной практики закона о третейском судопроизводстве в России спикеры отметили важность роли именно некоммерческого, негосударственного сектора в становлении и развитии института третейских судов. Выступающими были затронуты вопросы эффективности исполнительного производства по решениям третейских судов, качество судопроизводства и повышение уровня доверия к ним. Одним из главных параметров востребованности этого общественного института стало увеличившееся за последние годы число обращений граждан в российские, а не международные третейские суды. Что касается форума, то одним из главных событий мероприятия стало заседание Столыпинского клуба, которое объединило известных политологов и экономистов. В центре внимания тема «Экономика роста. Региональный аспект».В мероприятии приняли участие более 500 человек.По материалам Госдумы РФ, ИА Башинформ и 107,5 Business FM

Комментарии

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии.