13 октября 2015 года Председатель Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Государственной Думы Российской Федерации, Сопредседатель Ассоциации юристов России Павел Крашенинников внес в Государственную Думу проект закона «О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации». Как пояснил парламентарий, проект закона направлен на создание условий, позволяющих малолетним преступникам скорее стать на путь исправления.«Гуманизация государственной уголовной политики и судебной практики в отношении несовершеннолетних правонарушителей, повышение эффективности профилактической работы с детьми и подростками, а также неблагоприятная демографическая ситуация, стали основными причинами снижения численности несовершеннолетних в воспитательных колониях. В период с 2000 по 2014 годы их количество уменьшилось почти в 10 раз. Количество воспитательных колоний сократилось почти в три раза. Вынужденная в этих условиях оптимизация количества воспитательных колоний приводит к разрыву связей многих несовершеннолетних с семьями. Более 50 % несовершеннолетних отбывают наказание в другом субъекте Российской Федерации, не по месту жительства и не по месту осуждения, что соответственно влечет проблемы не только в поддержании социально-полезных связей, но и затрудняет дальнейшую социализацию данных лиц. Следует также отметить заметное увеличение расходов на содержание небольшого количества несовершеннолетних осужденных в полноценных колониях, а также на этапирование несовершеннолетних осужденных из следственного изолятора в воспитательную колонию и после нахождения там в течение 2-3 лет обратно по месту жительства или осуждения, только в исправительную колонию общего режима», - рассказал Павел Крашенинников.Для решения перечисленных выше проблем в законопроекте предлагается закрепить возможность создания изолированных участков, функционирующих как воспитательная колония, в исправительных колониях.«Их создание планируется при исправительных колониях, предназначенных для содержания осужденных женщин, которые, как показывают многочисленные исследования, наименее подвержены криминальной зараженности. Уже имеется положительный опыт создания единого помещения камерного типа для содержания осужденных несовершеннолетних в женских исправительных колониях. При сравнительно небольших затратах на строительство таких изолированных участков в существующих колониях для женщин, социальный эффект для общества и государства может быть значительным. Когда дело касается несовершеннолетних преступников, задача Уголовно-исполнительной системы состоит не столько в том, чтобы исполнить назначенное им наказание, но и постараться вернуть их в число полноценных членов нашего общества. Уверен, что предлагаемый законопроект будет способствовать решению этой благородной задачи», – заявил Павел Крашенинников.Также законопроект направлен на создание условий, позволяющих несовершеннолетним преступникам скорее стать на путь исправления.«В соответствии с действующим законодательством, несовершеннолетние осужденные отбывают наказание в воспитательных колониях до 19 лет. При достижении этого возраста они автоматически переводятся во «взрослую» исправительную колонию. Как показывает практика, такой порядок вещей приводит к снижению мотивации осужденных к правопослушному поведению. Наоборот, для поднятия своего ложного «авторитета», такая категория воспитанников умышленно допускает нарушения установленного порядка, провоцирует других осужденных на противоправные действия. Кроме того, нарушаются их право на получение общего и профессионального образования, так как воспитанники переводятся в колонии общего режима в начале или середине учебного года, не завершая обучения», – рассказал Павел Крашенинников.«При этом воспитанники воспитательных колоний оказываются лишенными права на изменение вида исправительного учреждения в зависимости от их поведения в местах лишения свободы. Например, положительно характеризующимся осужденным, содержащимся в воспитательной колонии, для попадания в колонию-поселение необходимо отбыть не менее шести месяцев срока наказания в исправительной колонии общего режима. И только при отсутствии взысканий и добросовестном отношении к труду они могут быть переведены в облегченные условия отбывания наказания, и лишь затем имеют право обратиться в суд для перевода в колонию-поселение», – отметил Павел Крашенинников.Поэтому в законопроекте предлагается в целях закрепления результатов исправления, а также для завершения учебного процесса оставлять в воспитательных колониях осужденных, достигших совершеннолетия, до окончания срока наказания с их согласия. Кроме того, в законопроекте предусматривается право положительно характеризующегося осужденного, старше возраста 18 лет, на перевод из воспитательной колонии в колонию-поселение с более «мягким» режимом отбывания наказания, чем в исправительной колонии общего режима.«Задача уголовно-исполнительной системы – обеспечить исполнение наказания, назначенного судом осужденному. Но когда дело касается несовершеннолетних, необходимо иметь в виду и возможность их исправления, возвращения в общество законопослушных граждан. Для этого в законодательстве должны быть предусмотрены механизмы, стимулирующие их стремление стать на путь исправления. Внесенный законопроект и призван послужить этой благородной цели», – заявил Павел Крашенинников.