30 сентября 2015 года в Санкт-Петербургском государственном университете при поддержке Межрегионального отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России» по Санкт-Петербургу и Ленинградской области состоялась научно-практическая конференция «Правовое регулирование компьютерных игр: проблемы теории и практики».В рамках мероприятия студенты и ученые-юристы получили возможность перенять опыт ведущих российских и зарубежных специалистов в области правового регулирования индустрии компьютерных игр, а также поделиться своими наработками.Конференция объединила три панельные дискуссии: публично-правовые аспекты индустрии компьютерных игр: российский и международный опыт; частно-правовые аспекты индустрии компьютерных игр и разрешения споров: российский и международный опыт; теоретические правовые аспекты многопользовательских онлайн-игр и игрового дизайна.Сферы информационных технологий, компьютерных программ, игровой индустрии меняются постоянно, технологии совершенствуются, а технические возможности людей, создающих новые реальности и использующих порой понятия, для которых нет терминов в законодательстве, оставляют нормотворческие процессы далеко позади.«Объективно — те нормы законодательства и в целом нормотворческий процесс всё более и более отстают от тех технологических, а соответственно и социальных, реалий, которые складываются в рассматриваемой сфере, — отметил в ходе конференции преподаватель СПбГУ, руководитель российской практики в области интеллектуальной собственности/ ИТ/ телекоммуникаций международной юридической фирмы Dentons, к. ю. н. Виктор Наумов. — Достаточно себе представить ситуацию, связанную с социальными сетями: кто бы мог подумать 10 лет назад, что у нас будут, по сути, отдельные новые государства, где есть свои жители (миллионы, десятки миллионов человек), свои правила, своя коммерческая деятельность… Объективно в таких категориях — с условием понимания, что это будет новый пласт отношений, никто к этим трендам, которые стали возникать лишь 10 лет назад, не подходил».Еще одна проблема, с которой сталкиваются юристы во всех странах, особенно работающие в индустрии компьютерных игр, — проблема юрисдикции и обеспечения государственного суверенитета в информационном пространстве.«Когда возникал Интернет, никто не задумывался о том, как это виртуальное информационное пространство должно соотноситься с классическим, — продолжил Виктор Наумов. — В этой связи проблема юрисдикции и обеспечения государственного суверенитета в информационном пространстве — ключевая. К сожалению для всех, когда Интернет еще не являлся серьезной средством, государства не успели договориться, как это сделали, например, по Антарктике или по Луне. И сейчас мы находимся в очень сложной ситуации, когда большинство государств путем либо локального законодательства, либо развития судебной практики заявляют права и объявляют суверенитет на указанное информационное пространство. Здесь возникает и сложная экономическая проблема: у нас есть государства классические, а есть государства "Твиттер", "ВКонтакте", "Одноклассники" — это величины, которые можно сравнивать со странами средней руки, исходя из объема экономики и количества граждан».С российским юристом, экспертом в области ИТ-сферы согласился и его американский коллега — адвокат Фредерик Фирст, который более 20 лет работает в сфере компьютерных игр.«Невозможно предсказать будущее с точки зрения технологий, — отметил эксперт. — Юрист должен понимать бизнес, с которым он работает, и меняться вместе с этим бизнесом».Конференция завершилась круглым столом, в ходе которого участники смогли получить ответы на вопросы из юридической практики и обменяться мнениями по различным аспектам правового регулирования индустрии компьютерных игр.