22 июня 2015 года в г. Якутске состоялось расширенное заседание Совета Якутского регионального отделения Ассоциации юристов России и научно-консультативного совета при Конституционном суде республики Саха (Якутия), посвященное теме «Конституционно-правовые основы современного политического развития России».Открытие заседания началось с официального подписания Соглашения о сотрудничестве между Якутским региональным отделением Ассоциации юристов России и Якутским региональным отделением общества «Знание» России. Стороны Соглашения представляли Председатель Якутского отделения Ассоциация юристов России, Председатель Конституционного суда РС (Я) Александр Ким-Кимэн и Председатель правления Якутского отделения общества «Знание» России Петр Николаев. Стороны отметили, что подписание данного документа послужит дальнейшему развитию активного участия представителей юридического сообщества и науки республики в деле пропаганды правовых знаний среди населения Якутия. Как было отмечено Петром Николаевым, многие члены Якутского отделения АЮР имеют многолетний, плодотворный опыт в качестве лекторов Общества «Знания» России.Затем с основным докладом по теме заседания Совета выступил известный российский конституционалист Сурен Авакьян, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой конституционного и муниципального права юридического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, заслуженный деятель науки Российской Федерации.Предваряя свое выступление Сурен Адибекович передал в дар Председателю Конституционного суда РС (Я)Александру Ким-Кимэн свою недавно вышедшую книгу «Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь» с пожеланием творческих успехов якутским ученым-правоведам, научная деятельность многих из которых так или иначе соприкасалась с юридическим факультетом Московского госуниверситета.В своем докладе профессор Авакьян раскрыл несколько основных тезисов. Сегодня общепризнано, что государство выступает важнейшим элементом конституционного строя. Оно, в первую очередь, призвано решать большинство проблем для нормального развития страны. Однако существует опасная тенденция его превращения в «государство чиновников», где определенные бюрократические группы, условно говоря, «приватизируют» государство в пользу своих интересов.В этой связи необходимо определить положение общества в целом. Общество не является придатком государства, оно должно выступать как самостоятельный и самодостаточный субъект. Более того, государство должно быть подконтрольно ему. Как можно развить такую структуру общества?Одним из механизмов решения этой задачи является действующая политическая система. Сегодня в политическом процессе задействованы различные партии и общественные движения. Здесь проблему представляет качественный и количественный состав этих участников. Сколько партий может нормально участвовать в избирательных компаниях? Почему законодательство о выборах так часто меняется? Статья 13 Конституции России устанавливает идеологическое и политическое многообразие. Но должны быть четкие и стабильные правила игры на политической арене.Необходимо обратить пристальное внимание к общественным организациям. Сейчас активно действует Общероссийский народный фронт, насколько он способен отражать интересы всего общества? Возможно, в подобном объединении способны выступать и другие «фронты», например, коммунистической или либеральной направленности. Помимо организаций с обширным обхватом стоит вспомнить и локальные группы, те же трудовые коллективы, которые признавались советской конституцией. Трудовые коллективы и сейчас во многом объединяют людей и по праву могут объективно выражать их интересы, в т.ч. и при выдвижении кандидатов в органы власти.Появляются новые формы выражения общественных интересов. Общественные инициативы, публичные слушания, народный контроль - эти явления активно развиваются и находят свое законодательное отражение. С 2012 года действует интернет-ресурс «Российская общественная инициатива», посредством которого граждане могут предлагать те или иные общественные инициативы и проголосовать за них. Инициативы, набравшие сто тысяч голосов, рассматриваются экспертными группами, наделенными правом рекомендовать их для рассмотрения Госдумой. В то же время, сейчас этот механизм работает под кураторством представителей исполнительной власти, что вызывает определенные вопросы.Россию как сложносоставное государство всегда волнует вопрос федерализма. Можно вспомнить опыт советского строительства, где применялись категория «двойного подчинения» тех или иных отраслевых структур и принцип «демократического централизма». Это вполне оправданные институты для укрепления государства по горизонтали и вертикали. В любой федерации всегда идет поиск оптимального баланса между централизацией и децентрализацией.После этого содержательного выступления докладчику были заданы различные вопросы и высказаны определенные суждения и предложения. В дискуссии приняли участие Председатель Якутского отделение АЮР Александр Ким-Кимэн, его заместитель Председателя Якутского отделения АЮР Юрий Бацев, научный консультант Конституционного суда республики, профессор Дмитрий Миронов, народный депутат Республики Саха (Якутия), председатель Постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по государственному строительству и законодательству Алексей Еремеев, доцент кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Московского социального университета Ольга Максимова, заведующий кафедрой уголовного права и процесса Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, профессор Макар Яковлев, председатель Комиссии по правам и свободе человека, общественной безопасности Общественной палаты Республики Саха (Якутия) Вильям Иванов.Отвечая на вопросы, Сурен Адибекович высказал мнение по следующим актуальным темам.Приоритет общепризнанных принципов и норм международного права, закрепленный ст. 15 Конституции России, следует понимать как отражение этих институтов посредством фиксации в национальном законодательстве. При этом каких-либо обязательных образцов для развития страны быть не должно. Россия имеет свой собственный путь.Сильное государство – это положительная характеристика государственного развития. При этом подразумеваются одинаково сильные все ветви государственной власти – и законодательная, и судебная, а не только исполнительная власть.Либеральные идеи, как и любые другие идеи, могут и должны отражаться в российском политическом процессе ответственными и компетентными участниками. А простое безапелляционное выражение каких-либо взглядов через Интернет, не имеющее сколь-нибудь основательной, осознанной подготовки, не может претендовать на это.Единство правового пространства в стране должно обеспечиваться адекватным соотношением федерального законодательства и законодательства регионов. Федеральный закон должен предусматривать основные принципы регулирования, а закон субъекта отражать его особенности. В системе государственного устройства федеральные округа не призваны создавать новые управленческие структуры по любым направлениям деятельности, а возможно только там, где это действительно необходимо и эффективно.Конституционные (уставные) суды субъектов РФ самостоятельны в своей юрисдикции, и не входят в единую судебную вертикаль. С этой точки зрения их решения могут оцениваться, например, Конституционным Судом России, если они касаются установлений федерального законодательства.В заключение заседания в торжественной обстановке Александр Ким-Кимэн от имени Якутского отделения АЮР и юридической общественности Якутии тепло поздравил профессора С.А. Авакьяна с прошедшим 75-летним юбилеем и вручил ему памятный сувенир, олицетворяющий национальный символ земли Олонхо - древо жизни Аал Лук Мас с пожеланиями творческих успехов и жизненного благополучия.