Новости

Сергей Степашин: «Нам не нужны псевдоюристы»

Сергей Вадимович, расскажите об опыте Ассоциации юристов России в проведении общественной аккредитации вузов. Какие результаты удалось получить профессиональному сообществу в сфере юридического образования? - Исполнилось пять лет, как наша Ассоциация одна из первых в стране начала проводить общественную аккредитацию вузов. Эта работа была начата в 2009 г. по Указу Президента РФ от 26 мая 2009 г. № 599 «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации», в котором на Ассоциацию юристов России была возложена новая функция по общественной аккредитации вузов, осуществляющих подготовку юридических кадров. Сейчас уже можно подвести некоторые итоги этой работы. На основе методики и критериев, разработанных нашими экспертами, было проведено обследование 162 вузов. По результатам этой работы по состоянию на август 2014 г. общественную аккредитацию получили 138 вузов (факультетов), в том числе 6 филиалов, реализующих программы в сфере юриспруденции. На сегодняшний день это лучшие вузы нашей страны (прим.: полный список аккредитованных вузов можно посмотреть на сайте Ассоциации юристов России — www.alrf.ru).Следует отметить, что такая работа ведется нами при активном взаимодействии с Министерством образования и науки РФ и Рособрнадзором, с которыми Ассоциация юристов России заключила соответствующие соглашения. Таким образом, практически все «сильные» вузы страны прошли проверку и аккредитованы Ассоциацией юристов России, которая признала их уровень образования соответствующим современным требованиям профессионального юридического сообщества и работодателей. Поэтому у нас в стране достаточно хороших вузов, обеспечивающих подготовку юридических кадров на самом высоком уровне. К слову сказать, ни один из вузов, прошедших общественную аккредитацию, не попал в списки неэффективных учебных заведений, публикуемые Рособрнадзором. Подтверждением признания значимости и востребованности процедуры общественной аккредитации, проводимой Ассоциацией, стала аккредитация трех международных вузов: Международного центра Ломоносов (в Женеве), Кыргызско-Российского Славянского университета, Российско-Таджикского Славянского университета. Я считаю самым главным итогом аккредитации поддержку нашей работы профессиональным сообществом и всеми лучшими вузами страны, которые добровольно согласились на проведение общественной аккредитации, понимая ее значимость для системы высшего юридического образования. Как и кем могут быть использованы результаты общественной аккредитации вузов? Результаты общественной аккредитации могут быть использованы нашими гражданами, работодателями и государством. Так, абитуриенты могут ориентироваться на данные общественной аккредитации в целях выбора «правильного» вуза для поступления и учебы. Мы можем смело рекомендовать аккредитованные нами вузы для получения высшего юридического образования.Работодатели в сфере юриспруденции могут использовать результаты аккредитации для подбора квалифицированных кадров. Государство также использует эти результаты в целях проведения государственной аккредитации, распределения бюджетных мест и контроля качества подготовки юристов. Что делать с вузами, которые не прошли аккредитацию и уровень качества образования в которых является низким, по мнению профессионального сообщества? Результаты общественной аккредитации показывают, что примерно 15 % от общего числа вузов (факультетов, филиалов), реализующих программы по юриспруденции, признаны соответствующими по качеству требованиям профессионального юридического сообщества и работодателей (прим.: сегодня, по данным Рособрнадзора, около 900 вузов (факультетов) и филиалов реализуют программы в сфере юриспруденции). Поскольку общественная аккредитация работает на принципе добровольности, мы не можем заставить вуз пройти данную процедуру. Поэтому, несмотря на персональные приглашения, откровенно «слабые» вузы уклоняются от проведения общественной аккредитации, так как опасаются получить отказ и связанные с этим риски. Я полагаю, что такие учебные заведения должны уйти с рынка, поскольку они не обеспечивают качества подготовки юридических кадров. Но это вопрос времени. Государство сейчас активно занимается «проблемными» вузами и Ассоциация полностью поддерживает политику государства на сокращение числа юридических вузов и активизацию контрольно-надзорной деятельности в этой сфере. Только в этом году Рособрнадзор отозвал около 300 лицензий. И это правильный вектор государственной политики в сфере высшего образования. Какие плюсы могут получить вузы, прошедшие общественную аккредитацию? Это один из самых важных вопросов общественной аккредитации. Следует ввести «бонусы» для вузов, прошедших общественную аккредитацию, а ее результаты должны признаваться государством, в противном случае она не будет эффективным инструментом повышения качества образования. Сегодня в качестве основных «бонусов» мы рассматриваем учет результатов общественной аккредитации при распределении бюджетных мест (контрольных цифр приема) и при прохождении государственной аккредитации. Мы работаем над этим в ходе взаимодействия с Министерством образования и науки РФ и Рособрнадзором. В настоящее время Ассоциация юристов является «центром ответственности» по распределению бюджетных мест среди вузов, реализующих программы в сфере юриспруденции, и вносит свои предложения по данному вопросу в Министерство образования и науки РФ. В этом направлении будем и дальше работать. Мы полагаем, что в перспективе можно будет заменить государственную аккредитацию общественной. Известно, что в ряде зарубежных стран нет государственной аккредитации, а есть только профессионально-общественная. И это работает эффективнее, так как профессиональное сообщество и работодатели знают лучше чиновников, где и в каких вузах можно получить качественное образование. Каковы перспективы института общественной аккредитации вузов, что будет происходить в дальнейшем в этой сфере? В ближайшее время Ассоциация перейдет на новую, более совершенную модель аккредитации — профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ в сфере юриспруденции. Основанием для такой аккредитации является ст. 96 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Это не просто смена слов — меняется сама модель общественной аккредитации. Она будет отличаться определенными требованиями к аккредитующим организациям и к процедурам аккредитации. Это будет более усовершенствованная модель общественной аккредитации. Концепция профессионально-общественной аккредитации образовательных программ сейчас находится в стадии проработки в Министерстве образования и науки РФ. Ассоциация юристов России представила свои предложения по данной модели, исходя из своего опыта проведения общественной аккредитации. Ассоциация юристов России будет проводить профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ в сфере юриспруденции, а именно программ бакалавриата, магистратуры, специалитета, аспирантуры. Поэтому это не аккредитация вуза в целом, а только одного направления подготовки студентов. Но по ряду критериев и показателей необходимо будет оценивать вуз в целом (материально-техническая база, качество управления и др.). В этом смысле термин «аккредитация вуза» не совсем точный, так как в университетах реализуется множество программ (несколько десятков) по разным направлениям подготовки, а не только по юриспруденции. Чем профессионально-общественная аккредитация образовательных программ будет принципиально отличаться от аккредитации вузов? Основных отличий несколько. Первое, и, наверное, самое главное отличие заключается в оценке качества образования с ее привязкой к профессиональным стандартам и требованиям рынка труда. Поэтому мы будем более активно привлекать к участию и в механизмах экспертной оценки качества образования и в работе аккредитационных органов представителей работодателей (в юриспруденции есть своя специфика — здесь нет объединений работодателей). Будем ориентироваться на профессиональные стандарты по мере их утверждения. Очевидно, что российские работодатели в сфере юриспруденции должны более активно влиять на качество подготовки юристов. К сожалению, пока крупные работодатели не формулируют свои требования к качеству подготовки со- ответствующих специалистов в виде профессиональных стандартов. Их предстоит в ближайшей перспективе разработать, и Ассоциация юристов России также активно участвует в этой работе. Второе существенное отличие связано с использованием обновленных процедур, критериев и методов оценки качества образования. Третье отличие — со сроками аккредитации. Аккредитованные вузы будут подтверждать качество реализации образовательных программ каждые 5 лет. Это обеспечит регулярный мониторинг качества реализации вузами образовательных программ. Если вуз в течение этого времени не подтвердит качество реализации образовательных программ, у него будет отозвана ранее выданная ему общественная аккредитация, и он будет исключен из перечня аккредитованных вузов. По итогам профессионально-общественной аккредитации планируется подготовка собственного отраслевого рейтинга юридических вузов. Имеющиеся сейчас рейтинги являются общими для всех программ вуза и не дают объективной информации о качестве подготовки по программам юриспруденции. Ассоциация юристов России, используя опыт общественной аккредитации вузов, уже разработала часть документов и, в принципе, в следующем году может начать апробацию новой модели профессионально-общественной аккредитации. А что делать с дипломами, которые были выданы без необходимого качества обучения? Эта проблема сохраняется, поскольку система образования в последние десятилетия выдавала в массовом количестве «некачественные дипломы». Такие псевдоюристы могут попасть в правоохранительную систему, органы государственной и муниципальной власти и т.д., что в будущем может создать проблемы для общества и государства. Поэтому Ассоциация юристов России поднимает вопрос о введении экзамена на допуск в юридическую профессию, как это сегодня принято во многих зарубежных странах. Это позволило бы поставить своеобразные «фильтры» против неквалифицированных кадров на юридических должностях на государственной службе, в правоохранительных органах. Ассоциация юристов России уже разработала измерительные и методические материалы для такого экзамена и проводит пилотную апробацию этой новой системы оценки квалификации юридических кадров. Мы считаем, что за этими моделями общественно-профессионального контроля большое будущее. Но нам предстоит потрудиться, чтобы российское высшее юридическое образование было конкурентоспособным, в том числе на международном уровне. Желаю всем успехов в этой работе!