20 января 2022 года Центральный банк России выпустил доклад «Криптовалюты: тренды, риски, меры» и предложил запретить использование российской инфраструктуры и посредников для операций с криптовалютами, а также инфраструктуры, обеспечивающей выпуск, обращение и обмен криптовалюты. Банк России видит в криптовалютах риски в отношении финансовой стабильности, благосостояния граждан и финансирования преступной деятельности.
Обозначенные Банком России риски конечно же существуют, однако предложения по запрету криптовалюты могут являться чрезмерными по следующим основаниям:
1. По данным Банка России объем операций российских физических лиц с криптовалютами оценивается в 5 млрд долларов США в год. По данным Министерства финансов гражданами России открыто несколько миллионов криптовалютных кошельков, объем средств на которых составляет около 2 трлн рублей.
В соответствии с частью 6 статьи 14 Федерального закона «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» требования россиян, связанные с обладанием цифровой валютой, подлежат судебной защите при условии информирования ими о фактах обладания цифровой валютой и совершения гражданско- правовых сделок и (или) операций с цифровой валютой в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах.
Статьей 128 Гражданского кодекса РФ цифровые права отнесены к объектам гражданских прав.
Таким образом, имущественные права нескольких миллионов россиян, владеющих криптовалютой, могут находиться под судебной защитой (при определенных условиях).
Кроме того, судами криптовалюта признавалась ликвидным имуществом, за счёт которого могут быть удовлетворены права кредиторов и включалась в конкурсную массу. Криптовалюта вносилась в уставной капитал российской компании, и налоговая регистрировала соответствующие изменения.
Если криптовалюту запретить (вывести ее из гражданского оборота), то имущественные права нескольких миллионов россиян, связанные с владением криптоактивов, могут оказаться вообще, без какой-либо правовой защиты, они просто-напросто окажутся один на один с различного рода кибер- мошенниками и недобросовестными игроками крипторынка.
2. Для того, чтобы формально принятый запрет на криптовалюту был фактически реализован необходим соответствующий действенный инструментарий, соответствующие технические возможности. Пока непонятно, как Центральный банк России собирается исполнять запрет на криптовалюту, ведь он сам отмечает высокий уровень ее проникновения в российский финансовый рынок.
Даже если криптовалюта будет запрещена формально на законодательном уровне, то это вовсе не будет означать, что она будет фактически выведена из гражданского оборота. Стоит вспомнить о том, что технических возможностей не хватило даже для того, чтобы заблокировать доступ к мессенджеру «Telegram». Введение запрета, который не будет исполняться может негативно повлиять на авторитет государственной власти.
3. Россия обладает необходимыми предпосылками для того, чтобы занимать лидирующие позиции на мировом рынке блокчейн-технологий в целом и крыиптовалюты в частности. Это и самые талантливые IT-специалисты, это и уже накопленные вычислительные мощности российских майнеров (Россия на 3-м месте в мире по майнингу), это и развитая электроэнергетическая система способная обеспечивать работу огромного количества вычислительных машин, это и холодный климат, упрощающий охлаждение вычислительных машин.
По данным аналитических компаний CoinGecko и Blockfolio капитализация рынка криптовалют превысила 2 трлн долларов США. По данным Банка России объем операций российских физических лиц с криптовалютами оценивается в 5 млрд долларов США в год.
Запрещать криптовалюту и выдавливать своих криптоинвесторов в зарубежные юрисдикции экономически нецелесообразно. Россия могла бы создать свою правовую систему регулирования криптовалюты, которая будет привлекательна с точки зрения зарубежных криптоинветоров и эффективна с точки зрения государственного контроля.
Проработка конкретных предложений по законодательному регулированию оборота криптовалют в Российской Федерации должна осуществляться в тесном контакте с юридическим сообществом.
Синицын Алексей Валерьевич, адвокат, член Комиссии АЮР по новым технологиям и правовому обеспечению цифровизации общества.
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии.