Юлия Рамзенкова, член Ассоциации юристов России
Действующее законодательство предусматривает ряд случаев, когда не граждане, а именно государство должно оплачивать коммунальные услуги, в частности:
По общим правилам бремя содержания квартир и общего имущества в многоквартирном доме (МКД) несут их собственники и наниматели по договору социального найма, если иное не установлено законом (ст. 210 ГК РФ, ч. 3 ст. 30, ст. 39, п. п. 2 - 4 ч. 3 ст. 67 ЖК РФ).
На финансирование текущего ремонта общего имущества в МКД с собственников квартир и нанимателей взимается плата.
Плата на проведение капитального ремонта общего имущества с нанимателей не взимается, с собственников квартир – взимается (п. 5 ч. 3 ст. 67, ч. 1, 2 ст. 154, ст. ст. 156, 158, 166, 169 ЖК РФ; разд. III Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491; вопрос N 4 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.06.2015).
Согласно п. 2 ст. 169 ЖК РФ, взносы на капитальный ремонт не уплачиваются собственниками помещений в многоквартирном доме, признанном в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийным и подлежащим сносу, а также в случае принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решений об изъятии для государственных или муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен этот многоквартирный дом, и об изъятии каждого жилого помещения в этом многоквартирном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. Взносы на капитальный ремонт не уплачиваются собственниками помещений в многоквартирном доме, расположенном на территории закрывающегося населенного пункта. Собственники помещений в многоквартирном доме освобождаются от обязанности уплачивать взносы на капитальный ремонт начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение об изъятии земельного участка или о признании населенного пункта закрывающимся.
Кроме того если МКД нуждался в капремонте и был включен в программу его проведения еще до того, как в нем была приватизирована первая квартира, то капремонт обязан провести орган госвласти, в чьем ведении этот МКД находился, за счет своего бюджета (ст. 190.1 ЖК РФ)
Данная правовая позиция подтверждается Определением Конституционного Суда РФ от 12 марта 2019 года № 577-О, которым Конституционный Суд выявил смысл положений статьи 190.1 ЖК РФ и указал о том, что согласно оспоренным положениям в случае, если до даты приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме такой многоквартирный дом был включен в перспективный и (или) годовой план капитального ремонта жилищного фонда в соответствии с нормами о порядке разработки планов капитального ремонта жилищного фонда, действовавшими на указанную дату, но капитальный ремонт на дату приватизации первого жилого помещения проведен не был, и при условии, что капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме после даты приватизации первого жилого помещения до даты включения такого многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта не проводился за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями данной статьи проводит орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на дату приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме выступать соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве собственника жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, являвшиеся наймодателем (бывший наймодатель).
Поскольку капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме осуществляется за счет средств собственников помещений, в частности за счет уплаченных ими взносов (ч. 1 ст. 169, ч. 1 ст. 170 ЖК РФ), то наниматели муниципальных квартир от этих платежей освобождены.
Кроме того, законодательством предусмотрены льготные категории граждан, имеющих право на льготы по уплате взносов на капитальный ремонт.
На федеральном уровне льготы по уплате взносов на капитальный ремонт установлены, в частности, для следующих категорий граждан (ч. 14 ст. 17 Закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ; п. 1 ст. 5 Закона от 15.01.1993 N 4301-1; ст. 4, пп. 8 п. 1 ст. 14, пп. 5 п. 1 ст. 15, пп. 5 п. 1 ст. 16 Закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ; п. 1 ст. 13, п. 3 ч. 1 ст. 14 Закона от 15.05.1991 N 1244-1):
Также льготы по уплате взносов на капитальный ремонт могут быть установлены для определенных категорий граждан законом субъекта РФ. Например, в Москве льготы по уплате взноса на капитальный ремонт установлены для следующих категорий граждан (ч. 2.1 ст. 169 ЖК РФ; ст. 1 Закона г. Москвы от 23.03.2016 N 10; п. п. 1.2, 1.3 Порядка, утв. Постановлением Правительства Москвы от 05.04.2016 N 161-ПП, далее - Порядок):
Инвалидам и семьям с детьми-инвалидами предоставляется компенсация расходов на оплату услуг ЖКХ в размере 50%. При этом компенсация расходов на оплату коммунальных услуг, потребление которых определяется по показаниям приборов учета, производится в пределах утвержденных нормативов (ч. 13 ст. 17 Закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ).
Также инвалиды I и II группы имеют право на компенсацию расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более установленного размера (ч. 14 ст. 17 Закона N 181-ФЗ).
В субъектах РФ могут устанавливаться дополнительные меры социальной поддержки инвалидов. Например, в г. Москве инвалидам и семьям с детьми-инвалидами, которые получают меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг за объем их потребления, предоставляется дополнительная скидка (или компенсационная выплата) в размере 50% платы за объем потребляемых коммунальных услуг, определенный по показаниям приборов учета и превышающий нормативы потребления (п. 6 ст. 5 Закона N 181-ФЗ; ч. 2 ст. 9 Закона г. Москвы от 03.11.2004 N 70; п. п. 1.3, 2.2 Порядка, утв. Постановлением Правительства Москвы от 26.04.2016 N 200-ПП).
Участникам ВОВ и ветеранам боевых действий предоставляется компенсация расходов на оплату услуг ЖКХ в размере 50% в порядке, установленном законодательством субъекта РФ (ст. 3, пп. 4 п. 1 ст. 13, пп. 5 п. 1 ст. 15, пп. 5 п. 1 ст. 16 Закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ).
Отметим, что такой же льготой пользуются инвалиды боевых действий и инвалиды ВОВ (ст. 4, пп. 8 п. 1 ст. 14 Закона N 5-ФЗ).
Также компенсацию могут получать нетрудоспособные члены семьи погибшего (умершего) участника или инвалида ВОВ, ветерана или инвалида боевых действий, состоявшие на его иждивении и получающие пенсию по случаю потери кормильца, а также признанные инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин граждане, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда" (пп. 2 п. 2 ст. 18, пп. 9 п. 1 ст. 21, п. 1 ст. 23.2 Закона N 5-ФЗ).
Жителям Москвы, которые имеют звание "Ветеран труда" или "Ветеран военной службы", может предоставляться скидка на оплату услуг ЖКХ в размере 50% платы за занимаемую общую площадь жилых помещений, коммунальные услуги в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг, а также вывоз и обезвреживание мусора (п. 2 ч. 1 ст. 3, п. 3 ч. 1 ст. 6 Закона г. Москвы N 70).
Компенсация расходов по оплате услуг ЖКХ может предоставляться членам семьи погибшего (умершего) при определенных обстоятельствах или по определенным основаниям военнослужащего, сотрудника органов внутренних дел и некоторых других федеральных органов власти (п. 4 ст. 24 Закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ; ст. 10 Закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ; п. 1 ст. 2 Закона от 30.06.2002 N 78-ФЗ; ст. 9 Закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ; п. 2 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.08.2005 N 475).
В г. Москве многодетным семьям предоставляется ежемесячная компенсационная выплата на возмещение расходов по оплате услуг ЖКХ (ч. 1 ст. 2, п. 12 ч. 1 ст. 7 Закона г. Москвы от 23.11.2005 N 60).
Компенсация устанавливается одному из родителей независимо от получения семьей социальной поддержки по оплате услуг ЖКХ и количества жилых помещений до достижения младшим ребенком 18 лет (ст. 17.1 Закона N 60).
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии.