Ваш город:
Юридические статьи

Правовое регулирование искусственного интеллекта

Правовое регулирование искусственного интеллекта как инструмента оптимизации бизнес-процессов

Всеобъемлющая цифровизация государственных и общественных процессов обусловила необходимость выработки правового регулирования указанных отношений, с тем чтобы определить "правила игры", обеспечить права участников правоотношений и не допустить злоупотреблений. Особое место среди цифровых трендов занимает искусственный интеллект, законодательное регулирование которого в настоящее отсутствует. Учитывая его значимость, в особенности для бизнеса, и следующую за этим необходимость юридического оформления связанных с этим общественных отношений, Правительством Российской Федерации было принято Распоряжение от 19.08.2020 г. № 2129-р "Об утверждении Концепции развития регулирования отношений в сфере технологий искусственного интеллекта и робототехники на период до 2024 г.".

Концепция развития регулирования отношений в сфере искусственного интеллекта и робототехники является программным документом, устанавливающим фундаментальные принципы формирования законодательства в сфере ИИ, определяющим сферы приложения технологий искусственного интеллекта и отрасли права, требующие поэтапного внесения изменений, а также ключевые вопросы, требующие внимания при выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию.

Кроме того, Концепция содержит большое количество положений, закрепляющих гарантии прав граждан при использовании технологий ИИ. Так, документ особо подчеркивает, что новые технологии должны использоваться в рамках человеко-ориентированного подхода, который подразумевает, что конечной целью технологий искусственного интеллекта является повышение качества жизни граждан, соблюдение их прав, обеспечение благополучия и безопасности человека, а также его подконтрольность человеку в той мере, в какой это возможно с учетом требуемой степени автономности систем искусственного интеллекта и робототехники и иных обстоятельств.

Рассматривая вопрос использования искусственного интеллекта в качестве инструмента оптимизации бизнес-процессов, стоит обратить внимание на основополагающие начала регулирования ИИ, сформулированные в Концепции и в обязательном порядке подлежащие учету при разработке и принятии нормативно-правовых актов, которые непосредственно будут оказывать влияние на реализацию современных технологий при их внедрении.

Так, Концепция утвердила необходимость нахождения баланса между использованием персональных данных и соблюдением правил обращения с ними. Учитывая, что во многом искусственный интеллект совершенствуется путем обработки большого количества информации, включая персональные данные, бизнес должен всячески способствовать соблюдению конфиденциальности этих данных, так как в любом случае развитие технологий не должно приводить к ущемлению прав граждан, которые в соответствии с Конституцией России являются высшей ценностью.

Помимо прочего, бизнес должен при выстраивании своих процессов учитывать вероятность причинения вреда путем использования технологий искусственного интеллекта. В данной ситуации законодателю необходимо внести поправки в гражданское законодательство, установив ответственность оператора ИИ за действия, совершаемые в процессе исполнения им своих функций. Учитывая, что искусственный интеллект пока находится на заре своего развития, изменения в ГК ждать не приходится, однако в перспективе этот вопрос будет поднят, иначе граждане не смогут требовать по закону восстановления своих прав.

Одним из самых актуальных вопросов использования искусственного интеллекта, который напрямую влияет на бизнес и его процветание, это правовой режим результатов интеллектуальной деятельности, создаваемых в процессе функционирования ИИ. По действующему законодательству Российской Федерации создатель результата обладает правами на него, если же он создан в процессе трудовой деятельности в рамках выполнения поручения, то правами на него обладает работодатель.

Однако возникает достаточно практичный вопрос, кто будет владеть правами на результат интеллектуальной деятельности, созданный автоматизированной системой на основе технологий ИИ? Ответ на этот вопрос в законах пока не дан. В качестве вариантов можно выделить – разработчика аппаратного комплекса, функционирующего на основе ИИ; собственника системы, использующего ИИ в процессе своей предпринимательской деятельности; сделать достижения ИИ общественным достоянием. Полагаю, что вопрос требует тщательной проработки, анализа мирового опыта в целях выработки того режима, который будет отвечать потребностям социально-экономического развития.

В заключение хочется отметить, что становление правового регулирования технологий искусственного интеллекта только начинается, большинство спорных вопросов не разработаны даже в трудах ученых-теоретиков, что предопределяет несвоевременность разработки комплексной законодательной регламентации рассматриваемого вопроса. Однако тем не менее основы можно считать заложенными принятием Концепции развития, которая будет служить программным документом, фундаментом, на который будут наслаиваться следующие уровни законодательного и подзаконного регулирования.

Автор: Мария Спиридонова, управляющий партнёр юридического Легес-Бюро, член Ассоциации юристов России

все статьи
Комментарии

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии.