Свободен ли бизнес в условиях рынка? Однозначно ответить на данный вопрос сложно, что отмечают эксперты. Это характерно помимо всего прочего и для ситуации, когда предполагается оценка и реализация имущественных ценностей в распоряжении предприятия или организации.
В качестве подводящего примера можно рассмотреть ценообразование. Да, собственники могут влиять на стоимость продукции или услуг, но вынуждены руководствоваться при этом действующим налоговым законодательством, также законами рынка. Аналогичная ситуация возникает в случае с банкротством. Имущественные ценности в распоряжении должника реализуются с учетом кредиторов.
Попробуем разобраться с тем, какие есть пределы в части снижения цены имущества. Попытаемся определить, где находится черта, которую нельзя пересекать. Точек зрения множество.
Рынок – уникальная система. Ее «базисом» являются принципы предпринимательства. С учетом положений статьи 2.1 Гражданского кодекса можно утверждать, что деятельность предпринимателя является свободной и самостоятельной, связанной с осознанными рисками. Цель такой деятельности – это получение прибыли от распоряжения имущественными ценностями, а также от продаж, оказания услуг и т.д.
Предприниматель как таковой – лицо, характеризующееся как инициативное, самостоятельное, но ограниченное конечной целью деятельности. Речь о получении прибыли.
Имеет место условный конфликт интересов, упирающийся в реализацию товаров, проведение работ, оказание услуг и продажу имущественных ценностей в распоряжении предприятия или организации. Сделки того или иного рода заключаются на разных стадиях существования бизнеса. Это:
ведение общехозяйственной деятельности;
состояние, предшествующее банкротству;
внешнее управление.
В рамках каждого из данных периодов стоимость имущества бизнеса меняется. При этом любая сделка может быть оспорена, если имеет место противоречие действующим законам и подзаконным нормативным актам.
Это просто бизнес: допустимо ли хаотично продавать продукцию и проводить необоснованные распродажи
Ответим сразу: нет, так вести себя нельзя. Желание сделать хорошую скидку постоянному покупателю или стремление к необоснованной распродаже – то, что может привести к наказанию. Вплоть до лишения свободы. Обратимся к статье 40 Налогового кодекса и отметим, что при условии, когда цена товара отклоняется на 20% от рыночной и больше, возникает необходимость пересчитать базу налогообложения и изменить величину налогов, а также пеней.
Не так давно государственному предприятию, действующему в городе Владимир, добывающему полезные ископаемые, пришлось отвечать за слишком низкие цены продукции, установленные для отдельных покупателей. Соответствие рыночным условиям не имело места. При этом установлено, что затраты хозяйствующего субъекта не покрываются в результате продаж. Было возбуждено уголовное дело по причине выявленных признаков, указывающих на недобросовестность и неразумность действий руководителя. Основанием стал факт заключения сделок на условиях, являющихся априорно невыгодными, влекущими вероятность ухудшения финансового состояния хозяйствующего субъекта.
Можно рассматривать представленный пример в качестве крайности, но, на что указывают эксперты, только в первом полугодии 2021 года в результате проверок отечественным предприятиям и организациям было дополнительно начислено больше 170 миллиардов рублей обязательной «повинности». Все это штрафы и налоговые платежи.
Надзорные инстанции больше не нуждаются в физическом взаимодействии с хозяйствующими субъектами. Достаточную для решительных действий информацию они получают в электронном виде. Камеральные проверки становятся более эффективными и менее затратными по сравнению с выездными. Любой инспектор может в режиме «здесь и сейчас» сравнить рыночные цены с теми, что установлены предприятием и организацией, а после при наличии существенных расхождений задуматься о сокрытии доходов.
Отметить следует положения пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса, где передача прав на товары, работы и услуги безвозмездно приравнивается в полной мере к реализации, то есть предполагается обложение посредством налога на добавленную стоимость.
Налоговый надзор усиливается. Органы могут вынести решение о доначислении в уже отмеченных случаях. При этом статьей 40 Налогового кодекса возможности представителей Федеральной налоговой службы почти ничем не ограничены.
Примечательно, что всегда есть возможность при наличии объективных оснований оспорить исчисление базы налогообложения. Однако только через суд, что предполагает расходы. Бизнес вынужден становиться исключительно законопослушным, прозрачным. Эта необходимость продиктована налоговым мониторингом и другими относительно новыми инструментами контроля.
При чем тут банкротство
Хотя бы при том, что реализация активов для решения задач, связанных с оздоровлением, исполнением финансовых обязательств – то, что подвергается контролю. Необходимо при этом учитывать, что статья 30 федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» предписывает предприятиям и организациям действовать так, чтобы соблюдались интересы кредиторов. Действия или их отсутствие, если данные факты ухудшают финансовое состояние бизнеса, недопустимы.
Кредитор как сторона процесса обладает рядом полномочий, которые позволяют ему оспаривать подозрительные сделки. Но здесь может подключиться третье лицо, и тогда решение будет на кредиторе.
Активы уходят в прошлое
Внешнее управление – процесс, предполагающий реализацию имущественных ценностей. Он обладает исключительной значимостью. Следует понимать, что даже грамотная оценка активов, ожидающих продажи, может на практике приводить к результатам, не совпадающим с прогнозируемыми. 50-60% кредиторов, согласно практике, входят в группу тех, чьи требования никогда не будут удовлетворены. Часто проданное имущество позволяет компенсировать лишь малую часть всех имеющихся у банкрота обязательств.
В данной ситуации ответственность за цену или ценообразование возлагается на бенефициаров и учредителей.
Справедливыми на фоне представленной информации являются вопросы, связанные с реальным существованием рыночной экономики. Не до конца понятно, кто или что отвечает за цену, почему ценообразование – «поле боя» экономики, права и других областей научного знания. Поиск отмеченной в самом начале черты – задача грамотного юриста. Для него даже положения статьи 54 Налогового кодекса не станут помехой. Там говорится о том, что пределы правомочий в части исчисления налоговой базы сводятся к тому, что уменьшение ее недопустимо в результате искажения фактов, касающихся хозяйственной деятельности. Как все работает в такой ситуации? Рекомендуем задать этот вопрос вашему юристу.
все статьи
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии.