В начала сентября действуют новые положения по правилам публикации рекламы на интернет ресурсах. Первоначально планировалось, после вступления в силу положений, сведения начнут поступать в Роскомнадзор.
Для передачи сведений планировался выбор операторов рекламных данных (ОРД), которые должны были собирать информацию и передавать сведения в Роскомнадзор. Но на сегодня они не выбраны и поэтому было принято решение об отмене штрафа о непредставлении информации до 31 октября. Правительство приняло решение о создании специальной комиссии, которая должна выбрать и утвердить список ОРД.
Согласно положениям, представленная информация будет аккумулироваться в Едином реестре интернет-рекламы. Срок хранения ограничивается пятью годами. Доступ к сведениям предоставляется участникам рекламного рынка. Также правом получения информации обладают Роскомнадзор, ФНС и ФАС.
Создание реестра позволит ФАС своевременно реагировать на случаи несоответствия рекламы предъявляемым требованиям. За ФНС закрепляется обеспечение соответствующего налогообложения.
Когда закон начнет действовать, Роскомнадзор будет собирать и хранить следующую информацию:
Под Закон попадают все виды рекламы. С сентября этого года на каждой рекламной продукции в интернете должна присутствовать пометка-токен и указана ссылка, ведущая непосредственно к рекламодателю или на ресурс, где присутствует соответствующая информация.
Токен – специальный маркер, состоящий из букв и цифр. Буквенно-цифровое обозначение должно присутствовать в AdChoices. В маркер записывается идентификатор рекламного оператора и индикатор, который им присваивается. Информация указывается в зашифрованном формате.
Маркировка должна присутствовать в следующих случаях:
Требования по маркировке не распространяются на социальную рекламу, письма на электронную почту, пуш-уведомления. Если реклама присутствует в телепередаче или радиопрограмме, и они в дальнейшем появились в интернете, то для таких случаев требования законодательства не распространяются.
Обязанность по предоставлению информации распространяется на рекламодателей, рекламораспространителей и операторов рекламных систем. Но стоит учитывать, что информация передается не напрямую от указанных участников в государственный орган, а предоставляется оператору, который передает данные дальше. Теперь стоит подробнее остановиться на указанных категориях.
Рекламодатель
В этом лице выступает производитель или продавец товара, или отвечающий за рекламу. Это может быть физическое лицо, ИП или организация.
Рекламораспространитель
Это лицо, которое занимается распространением рекламы на собственном сайте, независимо от категории. В данную категорию попадают сетевые ресурсы, блогеры и другие. Стоит отметить, что владельцы сайтов, где публикуются рекламные баннеры, также включены в категорию рекламораспространителей.
Оператор рекламной системы
Это структура, обеспечивающее работу рекламной системы. В качестве примера «Яндекс», Вконтакте» и другие ресурсы.
Оператор рекламных данных (ОРД)
Под данную категорию попадают владельцы программ, которые отслеживают распространение рекламной продукции в интернете. На сегодня перечень ОРД не определен, но Роскомнадзор обещает в скором времени опубликовать список. Из-за отсутствия списка ОРД период до 31 октября считается переходным.
В обязанности оператора входит ведение учета и передача соответствующих сведений.
Если необходимо, то рекламодатель может передать обязанность по передаче сведений рекламораспространителю или ОРС. Но такое возможно только в следующих случаях:
В законе присутствуют критерии информации, которые должны попасть в Роскомнадзор. Вот только некоторые примеры:
На сегодня пока нет точных сроков передачи информации, но уже подготовлены поправки, регламентирующие обязательную передачу информации. Если поправки будут приняты, то участникам рекламного рынка будет предоставлено двадцать календарных дней с момента первого появления. Пока на законодательном уровне сроки не определены и это значит, что наказание за нарушение сроков передачи информации не последует. Это применимо даже в том случае, если завтра появиться перечень ОРД, которые могут передавать данные.
Передача будет осуществляться через ОРД. Каждый участник заключает соответствующий договор с оператором и передает часть информации.
Согласно п. 3 ст. 1 Закона No 347-ФЗ от 2 июля 2021 года, оператор присвоит рекламе собственный идентификационный код, по которому можно будет ее отследить. После присвоения кода рекламу можно распространять. Если у рекламы не будет кода, то распространение под запретом.
Пока нет никакой информации о сроках и механизме определения и присвоения идентификатора, но Роскомнадзор обещает опубликовать положения по механизму присвоения. Кроме передачи информации в обязанности ОРД входит отслеживание и фиксирование сведений о демонстрации рекламы. На каком ресурсе, сколько и в какое время она показывалась.
При обнаружении несоответствия поданной информации о показе и реальной демонстрацией, ОРД обязан сообщить об этом в ведомство. Критическое значение между заявленными и реальными показами, после которого информация о разнице будет поступать в ведомство, составляет 5%. При превышении показателя 5% действия приравниваются к нарушению.
На сегодня никакого наказания не будет. Пока нет перечня ОРД, механизма присвоения идентификатора и некоторых других пунктов Закона о маркировке рекламы в интернете, наказывать нельзя.
Если смотреть на вопрос наказания теоретически, то после вступления в силу закона о маркировке рекламы за нарушение может быть выписан штраф. Для предпринимателей и руководителей компаний составляет от четырех до двадцати тысяч рублей. Если виновный относится к малым предприятиям, то сумма штрафа находится в пределах от 50 до 250 тысяч рублей. Если наказание применяется к средним и крупным организациям, то грозит штраф от 100 до 500 тысяч рублей.
Но следует учитывать, что это предварительная информация, и к завершению переходного периода могут быть приняты новые поправки, которые могут изменить ответственность за нарушения.
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии.