Юридические статьи

Контролирующие лица финансовых учреждений РФ

Изменения, начавшие действовать 01.07.21 г., позволяют гораздо проще привлекать к ответственности контролирующих лиц по обязанностям финансовых учреждений. Законодательство предусматривает расширение термина “контролирующее лицо”, списка обязанностей финансовых учреждений, предоставление Банку РФ права на самостоятельное определение контролирующих лиц при утрате упомянутыми учреждениями платежеспособности и в процессе их хозяйствования.

Помимо этого, изменения предоставляют Банку РФ право на предъявление к контролирующим лицам требований о привлечении к субсидиарной ответственности. А еще Банк РФ сможет потребовать арестовать собственность этих лиц при появлении значительных проблем в сфере финансов у банковских учреждений, страховых компаний и НПФ.

Предлагаем подробнее разобрать суть изменений.

Дополнительные обязанности финансовых учреждений

Корректировки имеют отношение к ряду финучреждений и контролирующих лиц:

  • банковским компаниям;
  • страховщикам;
  • НПФ.

Данные учреждения должны своевременно выявлять контролирующих лиц согласно признакам, регламентированным законодательными актами страны о несостоятельности, актуализировать сведения об этих лицах и отправлять их в Банк РФ. Формат, правила и сроки подобного уведомления регламентированы Банком РФ.

Кто может считаться контролирующим лицом?

Лицо признается контролирующим финансовое учреждение согласно положениям законодательных актов о банкротстве, в частности ст. 61.10 такого акта.

Контролирующее лицо – это физлицо либо юрлицо, которое вправе не больше чем за 36 месяцев, предшествующих появлению проявлений несостоятельности, указывать финучреждению, какие действия оно будет выполнять, либо другим способом определять его действия (к примеру, по реализации договоров и согласованию их положений).

До введения корректировок статус контролирующего лица определялся в судебном порядке при банкротстве компании и решении вопроса о привлечении бывших менеджеров и бенефициарных владельцев к субсидиарной ответственности по задолженностям обанкротившегося лица. Отныне составление списка контролирующих лиц станет происходить заблаговременно в процессе типового хозяйствования финучреждения в целях упрощения определения круга несущих ответственность лиц при его банкротстве.

Изменения обеспечивают расширение списка субъектов, имеющих потенциальный статус “контролирующих”, методом внесения в него лиц, осуществлявших/осуществляющих относительно финучреждения контроль, который определяется согласно Международным стандартам финотчетов, актуальными в РФ.

Так, по этим стандартам контролем называется наделение вкладчика правом получать прибыль от объекта вложения, присутствие вероятности корректировки подобной прибыли, оказание влияния на прибыль от объекта вложения благодаря полномочиям, которым наделен инвестор.

Также в законодательном акте о несостоятельности появляется дополнительная презумпция. С учетом нее контролирующим считается лицо, занесенное Банком РФ в список таких лиц определенного финучреждения, пока не найдутся доказательства иного.

Лицо, занесенное в упомянутый список, имеет право на оспаривание этого занесения в Банке РФ, а при отказе – в судебной инстанции.

Пополнение списка прав Банка РФ

Изменения предоставляют Банку РФ ряд новых полномочий:

  1. Составление списков контролирующих лиц. Относительно каждого финучреждения Банк РФ будет составлять список контролирующих лиц, публикуя эти данные на собственном веб-ресурсе. В списке окажутся контролирующие лица, сведения о которых были получены непосредственного от финансового учреждения. Кроме того, Банк РФ получит право на самостоятельное присвоение лицу статуса "контролирующего" и включение его в список. Сведения о таких лицах будут передаваться Федеральной службе по финансовому мониторингу РФ. Российские власти смогут устанавливать случаи, в которых Банк РФ будет иметь право не публиковать сведения о внесении кого-либо в список контролирующих лиц.
  2. Право решать, какое лицо можно признать контролирующим. Банк РФ имеет право на самостоятельное присвоение лицу статуса "контролирующего" финучреждение. Решение должно быть обоснованным, в частности содержать данные об условиях, лежащих в основе этого решения.
  3. Финучреждения должны оповестить лиц о наделении их статусом “контролирующего” не позже 1 рабочего дня, который следует за днем поступления от Банка РФ необходимых сведений.

  4. Составление заявления о привлечении к субсидиарке и выполнении предварительных обеспечительных действий. Изменения наделяют Банк РФ полномочиями подавать заявления о привлечении контролирующих лиц к субсидиарке и ответственности в формате компенсации ущерба с учетом законодательного акта о несостоятельности.

Помимо этого, изменения позволяют Банку РФ требовать в судебном порядке арестовать собственность контролирующего лица до предоставления упомянутых заявлений в судебный орган (предварительные обеспечительные действия).

Так, при определении отрицательного значения размера собственных средств (капитала) финучреждения Банк РФ может потребовать арестовать активы контролирующих лиц в размере, позволяющим восполнить собственные средства (капитал) финучреждения и привести их к нормальному значению. В данном случае Банку РФ не нужно предоставлять встречное обеспечение.

Претензия, связанная с внесением лица в список контролирующих лиц, тоже не помешает арбитражной судебной инстанции принимать заявления Банка РФ о выполнении предварительных обеспечительных действий.

Лицо, к активам которого были применены предварительные обеспечительные меры, может потребовать по собственному усмотрению от Банка РФ возместить ущерб либо сделать компенсационные выплаты:

  • если Банк РФ спустя тридцать дней не подаст иск, связанный с наложением ареста (о привлечении к субсидиарной ответственности или к ответственности в формате компенсации ущерба с учетом законодательного акта о несостоятельности);
  • если судебный орган объявит об отказе Банку РФ в исковом заявлении.

Сумма компенсационной выплаты (1 тыс. – 1 млн. руб.) устанавливается судебным органом исходя из особенностей нарушения и прочих нюансов разбирательства.

Примечания

Изменения связаны с большими рисками для лиц, которые участвуют в капитале финучреждений либо управляют им. Желательно все время контролировать внесение в список контролирующих лиц и, если есть основания, вовремя обжаловать это.

Поправки обеспечивают упрощение наложение ареста на собственность контролирующего лица при значительном ухудшении состояния дел в финансовом учреждении (то есть при определении отрицательного значения его собственных средств). В этом случае величину возможной компенсационной выплаты при наличии доказательств неправомерности подобного ареста – до 1 млн. руб. - едва ли можно признать соразмерной.

Понятно, что поправки призваны бороться с недобропорядочными практиками в финансовой сфере. Но теперь вероятность того, что высших управленцев, представителей совета директоров, держателей акций финансовых учреждений привлекут к субсидиарной ответственности, увеличивается в несколько раз. Возможные и настоящие контролирующие лица должны проявлять крайнюю осторожность и предусмотрительность при участии в делах финансового учреждения. Высшим управленцам рекомендуется заблаговременно, когда они вступают в должность, защитить собственные интересы, к примеру, путем заключения договора страхования ответственности руководства и уполномоченных лиц.

Важно понимать, что в судебной практике сегодня расширяется сфера влияния законодательного акта о несостоятельности. К примеру, в процессе санации отдельных кредитных учреждений его предыдущие владельцы и управленцы были вынуждены отвечать в суде по исковым заявлениям на несколько миллиардов об ущербе, основанном на положениях о несостоятельности, невзирая на успешную санацию банка и продолжение его работы. Увы, изменения не накладывают никаких ограничений на данную тенденцию.

все статьи
Комментарии

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии.