Ваш город:

Вопросы профессиональной ориентации и усвоения специальности в новейших условиях

Юридические статьи

Автотюнинг: как законно улучшить автомобиль?

Любой автовладелец стремится максимально полно подстроить свой автомобиль под индивидуальные нужды. Для этого зачастую требуются значительные конструктивные дополнения и переделки. Однако далеко не всегда их возможно узаконить.

В данной статье будет представлено экспертное мнение по законодательно оптимальной легализации переделок и доводок на автомобиле, а также расписан перечень действий для автовладельцев уже купивших затюнингованный автомобиль.

Новый порядок регистрации тюнинга

До последнего времени не существовало единого регламента регистрации кустарно переделанных автомобилей. Это создавало большие сложности при постановке подобных авто на учёт, так как они не подпадали под законодательно установленные критерии.

Для исправления ситуации 06.04.19 г. Правительством РФ было принято постановление за номером 413 «Об утверждении правил внесения изменений в конструкцию находящихся в эксплуатации колесных транспортных средств (далее ТС)». Большинство норм данного постановления должны были вступить в силу ещё в начале 2020 г., однако с учётом коронавирусной пандемии были отложены на год: до 01.02.21 г.

При анализе внесённых поправок мнение СМИ разделились: одни считали, что теперь процедура регистрации переделок упростилась, другие обратно, что усложнилась.

Однако большинство экспертов склонны предполагать, что реальный эффект от внесённых поправок будет виден только со временем. Однако они отмечают, что фактически общий порядок регистрации тюнингованных автомобилей изменился мало, так как было сохранено обязательное требование от ГИБДД наличия удостоверяющего документа о безопасности регистрируемого тюнингованного автомобиля.

Основное нововведение поправок заключается в порядке изменений, вносимых по тюнингованным автомобилям в Единый федеральный электронный автореестр. При этом водителям был предоставлен прозрачный пошаговый алгоритм регистрации переделанных транспортных средств.

Однако по словам автовладельцев несмотря на прозрачность, регистрационная схема стала более громоздкой, из-за появившихся дополнительных пунктов.

Порядок регистрации тюнингованного автомобиля в 2021 году:

  1. Получение предварительного заключения технической экспертизы.

Для получения заключения автомобилисту необходимо обращаться только к аккредитованным экспертам. Перед проведением комплекса услуг необходимо удостовериться (через Единый реестр органов оценки соответствия ЕАЭС) в возможности лаборатории выдать техническое заключение установленного государственного образца.

Перед экспертизой водитель обязан предоставить лаборатории полные данные по установленному на автомобиле не заводскому оборудованию.

После технического освидетельствования и выдачи утвердительного заключения соответствующая запись должна появиться в специальном реестре Федеральной службы аккредитации.

  1. Получение разрешения от ГИБДД.

Для этого в ГИБДД необходимо подать следующий перечень документов:

  • паспорт;
  • положительное заключение предварительной технической экспертизы;
  • заявление на выдачу разрешения.

Однако здесь имеется вероятность, что даже при наличии утвердительного предварительного технического освидетельствования, Госавтоинспекция может не одобрить тюнинг машины. Отказ мотивируется следующими причинами:

  • не полным пакетом документов;
  • неточностями в оформлении документов;
  • отсутствием у выдавшей предварительное техническое заключение лаборатории государственной аккредитации;
  • выводом лаборатории о небезопасности оформляемой машины;
  • отсутствием заключения по предварительному техническому освидетельствованию в специальном реестре;
  • если по результату тюнинга в автомобиле был заменён кузов (кабина) и(или) его общая масса увеличилась более чем на 20%;
  • если имеется запрет на проведение регистрационной процедуры с автомобилем (например, если машина является музейным экспонатом);
  • в случае, когда автомобиль (номера) находится в угоне и(или) розыске (к примеру, как улика в уголовном деле).
  1. Выполнение тюнинга. Усовершенствование и переделку автомобиля следует проводить не в кустарных домашних условиях, а в автосервисе. На монтируемые детали необходимо сохранить все сертификаты соответствия.
  2. Получение протокола проверки безопасности. Здесь следует повторно обратиться в проводившую предварительное освидетельствование лабораторию для оценки её экспертами вновь установленного оборудования.

Получение свидетельства от ГИБДД.

Для этого необходимо подать следующий перечень документов:

  • паспорт;
  • заявление на выдачу свидетельства;
  • копию справки по уплате госпошлины;
  • протокол проверки безопасности конструкции автомобиля после внесённых изменений;
  • при установке газового оборудования: декларацию от производителя.
  1. ГИБДД вправе отказать выдать свидетельство собственнику автомобиля в случае: 1) Если он полностью не предоставил требуемый пакет документов; 2) При наличии сомнений в их подлинности. Также сертификат не выдаётся если у ТС имеется запрет на проведение регистрационных действий.
  2. Изменить данные об автомобиле в едином перечне Госавтоинспекции.

После получения удостоверяющих документов собственнику на внесение изменений даётся 10 дней. Также придётся оплатить 2 госпошлины в размере: 500 руб. за замену СТС и 350 руб. за внесение изменений в ПТС.

Тюнинг, который нельзя узаконить

Сам термин «автотюнинг» не имеет нормативного закрепления. Однако на практике под автотюнингом подразумевается перечень изменений, вносимый собственником в автомобиль в дополнение и(или) замену набора базовых, соотнесённых с конкретной маркой и моделью автомобиля функций.

Данные функции отображены в технической документации на автомобиль. Здесь обозначен порядок и процедура обслуживания и замены конкретных деталей и агрегатов. Если характер вносимых изменений в автомобиль предусмотрен его заводским техническим регламентом, то они не считаются тюнингом.

То есть тюнинг — это технические усовершенствования, не предусмотренные возможностями заводской комплектации автомобиля. Так как они не предусмотрены техническим паспортом автомобиля, ⇒ требуют отдельной регистрации и документального оформления.

Избежать процедуры обязательного технического освидетельствования можно только в случае, если усовершенствования на автомобиль были предоставлены непосредственно на заводе-изготовителе модели (его официальных лицензированных партнёрах).

Все дополнительные опции, включённые в вариативный пакет оснащения автомобиля (например, изначально затемнённые передние стёкла или ксеноновые фары) тюнингом не считаются.

Перепрограммирование электронной начинки автомобиля, изменение функционала работы двигателя, тормозов, подвески — всё это является тюнингом.

Однако увеличение качества и производительности какой-либо системы автомобиля, автоматически не является законным.

Основное правило автотюнинга — это безопасность производимых изменений.

Перечень неисправностей, при которых запрещено пользоваться автомобилем в соответствии с приложением к основному положению «По допуску и эксплуатации ТС», утверждённому постановлением правительства РФ от 23.10.93 г. за номером 1090:

  • сопутствующий шум при работе двигателя превышает громкость в 96 ДБА;
  • наличие в автомобиле предметов или покрытий блокирующих, мешающих или как-либо ограничивающих обзор водителя;
  • недопустимый цвет передней части автомобиля, так как определённая цветовая гамма (к примеру, бело-жёлто-оранжевая), может приводить к обострению у лиц подверженных эпилептическим припадкам;
  • отсутствие брызговиков;
  • несоответствие шин модели автомобиля;
  • фонари заднего хода не белые;
  • госномер установлен на не положенном месте.

Также регистрации не подлежат усовершенствования, установленные кустарным способом, так как они не соответствуют техрегламенту Таможенного союза «О безопасности колёсных транспортных средств».

Как регистрировать уже приобретённый затюнингованный автомобиль?

Обязанность регистрации новым владельцем не связана с наличием или отсутствием на автомобиле тюнинга.

Если усовершенствованный автомобиль был получен по наследству, то процедура его регистрации будет более длительной, так как для начала его необходимо зарегистрировать в исходном (без усовершенствований) состоянии, а уже потом приступать к исполнению вышеизложенного алгоритма.

При покупке тюнингованного авто перед регистрацией в ГИБДД также необходимо пройти процедуру предварительного технического освидетельствования.

Иногда владельцы прилагают к продаваемому автомобилю документы с печатью какого-либо автосервиса, выдавая её за прохождение предварительного технического освидетельствования. Однако на практике это не так.

Если Вам продали переделанный автомобиль без уведомления о произведённых изменениях, это является законным поводом к одностороннему расторжению сделки по купле-продаже, даже вне законодательно установленных сроков.

Эксплуатация незарегистрированного переделанного автомобиля согласно ст. 12 КоАП («Управление неисправным ТС, препятствующим его нормальной эксплуатации, или средством, на котором незаконно имеется обозначение «Инвалид»») грозит автовладельцу штрафом в 500 руб. при первом нарушении и лишением прав при последующих.

После первого нарушения автовладелец получит предписание вернуть автомобиль в заводское состояние, либо зарегистрировать внесённые изменения. Если предписание не будет выполнено, помимо лишения прав, автовладельцу грозит снятие его транспортного средства с учёта.

Узаконивание отклонённых ГИБДД изменений через суд бесперспективно

Эксперты предупреждают, что в случае, если внесённые на автомобиле изменения были отклонены ГИБДД, добиться своего в судебном порядке скорее всего не удастся. Это подтверждает практика, когда ГИБДД чаще всего отклоняет заявления о регистрации и постановки на учёт тюнингованных авто по формальным причинам, связанным с неправильным оформлением документов.

Если же автовладелец подал пакет документов правильно и имеет на руках утвердительное заключение по предварительному техническому освидетельствованию, у ГИБДД нет причин, чтобы не удовлетворять его заявку. Поэтому судебные разбирательства по данному вопросу крайне редки, и обычно заканчиваются в пользу ГИБДД.

все статьи
Комментарии

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии.