Председатель Правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев по итогам заседания Комиссии Правительства РФ по законопроектной деятельности ответил на вопросы журналистов «Право.ру».

Кабмин хочет уменьшить размер обеспечения по госконтрактам

Комиссия Правительства по законопроектной деятельности на заседании в понедельник, 5 июня, одобрила законопроект, позволяющий уменьшить обеспечение по госконтрактам и банковскую гарантию пропорционально объему выполненных работ. Его передадут для дальнейшего рассмотрения на заседании Кабмина.

Минфин занялся разработкой документа во исполнение поручений президента и Правительства, данных в марте 2015 года, которые просили предусмотреть возможность уменьшения банковской гарантии по мере поступления оплаты по контракту, обеспечением которого она является. Изменения вносятся в ст. 34 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Ее предлагается дополнить новой ч. 13.2, согласно которой в контракт, предусматривающий отдельные этапы (периоды) исполнения, включается условие об уменьшении размера обеспечения его исполнения, за исключением случаев, установленных Правительством РФ. К исключениям могут быть отнесены договоры, разбитые на периоды (по исполнению обязательств и оплате), но подразумевающие достижение итоговой цели.

Размер обеспечения контракта уменьшается пропорционально стоимости выполненных обязательств до полного исполнения контракта при условии, что у заказчика нет претензий к исполнителю (ч. 7.1, которой предложено дополнить ст. 96). При этом одновременно и в той же пропорции уменьшаются и размеры банковской гарантии, для чего сведения о стоимости исполненного поставщиком или подрядчиком обязательства вносятся в реестр контрактов, заключенных заказчиком и единый реестр банковских гарантий (согласно ч. 3.1, которой дополняется ст. 45 закона).

Также в ст. 34 появится ч. 29, обязывающая исполнителя (поставщика) в течение месяца со дня требования заказчика предоставить новую банковскую гарантию для обеспечения контракта, если кредитная организация, которая взяла на себя такие обязательства ранее, лишилась лицензии. Иначе ему будут грозить пени за каждый день просрочки. Эта гарантия также может быть уменьшена пропорционально периодам исполнения работ по договору. Заказчик же в течение трех дней после оформления новой гарантии обязан будет вернуть банку, оставшемуся без лицензии (согласно п. 12, появившемуся в ст. 45), «старую» гарантию.

По мнению авторов, банки, благодаря этим мерам, смогут сократить обязательные резервы, правда, получат меньшее вознаграждение по гарантии, что позволит сэкономить исполнителям контрактов. Указано также, что распространить применение новелл можно будет на отдельные работы и услуги, предусматривающие периодичность.

Комментируя предложенную новеллу, председатель Правления АЮР Владимир Груздев напомнил, что обеспечение по госконтракту необходимо, чтобы подстраховать заказчика от неисполнения его условий. «Государство должно быть уверено, что фирма, выигравшая тендер, обладает достаточными ресурсами для выполнения необходимых работ точно в срок. Но обеспечение должно быть разумным, чтобы оно не становилось дополнительным бременем для бизнеса, – считает юрист. – Поэтому и предлагается уменьшать обеспечение по госконтрактам пропорционально объему выполненных работ. Такой подход будет выгоден бизнесу – организациям, выполняющим государственные контракты. При этом, что важно для государства, сохраняются гарантии исполнения условий договора».

В заключении Аппарата Правительства РФ предложенное решение признано удачным, сказано, что поправки призваны минимизировать финансовую нагрузку на банковские организации, а также позволят высвободить поставщикам (подрядчикам, исполнителям) финансовые ресурсы, что уменьшит нагрузку и на бизнес. Законопроект согласован с Минэкономразвития, Минюстом, ЦБ, Счетной палатой и бизнес-омбудсменом Борисом Титовым, а также получил положительную оценку правительственного Института законодательства и сравнительного правоведения.

Правительство планирует поднять пошлины за выдачу загранпаспорта и водительских прав

Комиссия Правительства по законопроектной деятельности одобрила поправки в Налоговый кодекс РФ, предусматривающие увеличение госпошлин за выдачу загранпаспорта, национального водительского удостоверения и свидетельства о регистрации транспортных средств нового поколения.

Законопроект разработало МВД для исполнения поручения, полученного по итогам совещания у председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева в августе 2016 года. Документом вносятся поправки в ст. 333.28 и 333.33, а также ст. 1 закона «О внесении изменений в главу 25.3 ч. 2 Налогового кодекса». Так, МВД предлагает увеличить размер госпошлины за выдачу загранпаспорта с электронным носителем информации (паспорта нового поколения) – с 3 500 до 5 000 руб. и загранпаспорта детям до 14 лет – с 1 500 до 2 500 руб. Кроме того, предлагается установить госпошлину в 1 500 руб. за регистрацию транспортных средств и совершение других регистрационных действий, связанных с выдачей свидетельства о регистрации, в том числе взамен потерянного или пришедшего в негодность, изготавливаемого из расходных материалов на пластиковой основе нового поколения. А за выдачу национального водительского удостоверения нового поколения – 3 000 руб.

В связи с применением электронного носителя информации при изготовлении документов нового поколения и необходимостью создания инфраструктуры обработки и хранения данных фактические затраты бюджета на госуслуги по выдаче указанных документов значительно возрастут, отмечается в пояснительной записке к законопроекту. Общая сумма затрат МВД составит порядка 44,2 млрд руб. (в расчете на оказание одной госуслуги сумма затрат составит 2 145 руб.). При этом действующие размеры госпошлин позволят компенсировать расходы бюджета не более чем на 42 % (в расчете на одну госуслугу сумма компенсации составит не более 1 243 руб.), подсчитали в министерстве. Таким образом, расходы госбюджета на выдачу документов, содержащих микрочип, вырастут в среднем на 1 000 руб. Предлагаемое повышение госпошлин позволит обеспечить ежегодное поступление доходов в госказну на сумму порядка 43,4 млрд руб.

«Доступность государственных услуг для граждан – это безусловный приоритет, – комментирует инициативу председатель Правления АЮР Владимир Груздев. – Но если ведомство не сможет оказывать некоторые услуги в силу недостаточности финансирования, это резко снизит их реальную доступность. Формально услуга будет бесплатной или недорогой, а на деле ее не будет. Или ее получение будет связано с большими трудностями для гражданина. Поэтому и принято решение повысить некоторые пошлины. При этом нет речи о каких-то высоких пошлинах: их размеры остаются вполне доступными для граждан».

Минюст и Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве (ИЗиСП), высказав отдельные замечания и предложения, в целом дали положительные заключения по законопроекту. Минфин и Минэкономразвития согласовали его без замечаний. Административный департамент Правительства РФ также предложил одобрить инициативу для дальнейшего ее рассмотрения на заседании Кабмина.

Правительство упростит подачу заявлений на вступление в брак через портал госуслуг

На заседании Правительственной комиссии по законопроектной деятельности был одобрен документ, согласно которому гражданам, которые подают заявления о вступлении в брак через портал госуслуг, можно будет не прикладывать к нему сканы паспорта и свидетельства о разводе.

Законопроект, разработанный в Минкомсвязи, вносит изменения в п. 1 ст. 26 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», разрешая указывать в заявлении лишь реквизиты документов (данные о паспорте будут вноситься в него автоматически, при помощи системы ЕСИА) и не прикреплять их отсканированные копии. Проверка же достоверности указанных сведений будет проводиться при личном обращении.

Сейчас граждане, желающие пожениться, должны прикладывать к заявлению в ЗАГС, которое они подают в электронном виде, сканы паспорта и свидетельства о расторжении предыдущего брака (если он был). Авторы проекта видят такое требование «избыточным» хотя бы потому, что у будущих молодоженов и так проверяют эти документы при личном обращении.

«Законопроект упрощает процедуру подачи заявления на регистрацию брака в электронном виде», – подтвердил председатель Правления АЮР Владимир Груздев. Норма, разрешающая подавать заявления в ЗАГС в режиме онлайн, появилась в законе еще два года назад. «Такой порядок значительно экономит время, а главное, нервы людям, которые собрались вступить в брак. Раньше, чтобы забронировать удобный день и час свадьбы, подчас приходилось стоять в очередях, занимать чуть ли не с ночи. Сейчас дату бракосочетания можно выбрать онлайн и тут же подать юридически значимое заявление», – рассказывает он. Однако нынешние правила обязывают прикладывать к заявлению дополнительные документы, например сканы паспортов. «Безусловно, людям, владеющим современными технологиями, не представляет труда произвести эти действия: отсканировать документы, прикрепить. Но зачем делать лишнее?», – интересуется юрист.

Кроме того, скан-копии «излишне нагружают инфраструктуру передачи данных» и при этом не обладают защитой от внесения изменений, а значит, не могут служить «юридически значимым источником сведений».

Груздев также сомневается в методе идентификации гражданина по отсканированному документу. «Скептики часто задают вопрос: а можно ли обеспечить идентификацию гражданина, подающего заявление по сети? Где гарантии, что документ не будет подделан? Поэтому и старались предусмотреть какие-то дополнительные процедуры, страхующие от ошибок. Но время показало: требования оказались излишними, они только нагружают инфраструктуру», – комментирует он.

Источники:

https://pravo.ru/news/view/141470/

https://pravo.ru/news/view/141469/

https://pravo.ru/news/view/141473/

 

6 июня 2017